Выбор профессии: по любви или по расчету?
«Через пару месяцев тысячи выпускников будут штурмовать вузы…» Так можно было начать статью двадцать лет назад. Сегодня ситуация иная — вузы охотятся за абитуриентами, число которых в прошлом году превысило число выпускников — к тем, кто закончил школу в 2011, добавились «пролетевшие» с поступлением в 2010 году.
Трудно сказать, сколько из них будет работать по специальности — последние масштабные исследования профессиональных планов выпускников профессиональных учебных заведений проводились лет десять назад и показали, что только одному человеку из четырех пригодился новенький диплом. Для остальных учеба — выброшенные на ветер деньги и потерянное время. Чем же руководствуются молодые люди при выборе профессии и путей ее получения?
Чтобы перечислить основные мотивы выбора профессиональной деятельности, хватит пальцев одной руки. Наиболее понятный и очевидный мотив труда — деньги. Немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека — рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Дороже всего стоят «услуги» на грани или за гранью закона: проституция, мошенничество, торговля наркотиками, оружием, органами и т. д.
Повышенная потребность быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплен талантом и трудолюбием. Если нет — мир получит еще одного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена. Стремление к славе как ведущий мотив деятельности блокирует творческие способности и разрушает личность. В последние годы резко выросло число школьников, которые хотят быть писателями при отсутствии литературных способностей — только для того, чтобы написать книгу, издать хотя бы в одном экземпляре и поставить на полку как предмет гордости.
Еще один мотив выбора профессии — стремление к власти. Если власть — не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества. Испытание властью — одно из самых сложных в жизни любого человека. Яркое описание феномена власти дал Рональд Толкиен в книге «Властелин колец». В реальной жизни люди так же неохотно расстаются с властью, и неважно, похожи они на Горлума, Фродо или Бильбо Бэггинса.
Эти мотивы образуют триаду: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремление к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Многие старшеклассники хотят быть чиновниками, политиками и депутатами потому, что эти профессии отвечают их потребностям в деньгах, славе и власти одновременно.
Пользуясь аналогией с выбором спутника (или спутницы) жизни, можно сказать, что названные мотивы характеризуют профессиональный выбор как «брак по расчету». Не касаясь этической стороны вопроса, отмечу, что профессиональная успешность и удовлетворенность трудом в этих случаях проблематичны. Логическое развитие этих мотивов обычно приводит к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации. Клинические психологи рассматривают выраженное стремление к деньгам, славе или власти как симптомы определенных личностных расстройств.
Но есть и другие мотивы. Творчество — ведущий мотив труда людей, для которых работа — средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения или только заработка. Французский писатель Гюстав Флобер очень точно расставил приоритеты в работе творца: «Если вы станете думать о том, как извлечь из ваших сочинений выгоду, вы погибли. Думать нужно только об искусстве как таковом и о совершенствовании собственного мастерства. Все остальное вторично».
Служение как мотив труда встречается еще реже, чем творчество. Ратное дело традиционно называется службой. В классической актерской среде принято говорить: «Я служу в театре», что подчеркивает высокий смысл актерского ремесла. Служение — это не столько вид деятельности, сколько ответственное, самоотверженное отношение к своему делу, независимо от его содержания.
Фонарщик из философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», который регулярно зажигал и тушил фонарь на пустынной планете — не просто необычная метафора, а доведенное до гротеска служение, которое встречается и в жизни. 7 сентября 2010 года экипаж Ту-154 смог в неблагоприятных погодных условиях посадить самолёт с вышедшим из строя навигационным оборудованием на заброшенном аэродроме. Катастрофы удалось избежать благодаря начальнику вертолётной площадки Сергею Сотникову — он несколько лет поддерживал взлетно-посадочную полосу в рабочем состоянии.
Творчество и служение тесно связаны с любовью как целью и смыслом любой деятельности. Они дают нам силы и возможности достигать душевного комфорта, хотя не всегда избавляют от материальных проблем. Чаще всего по специальности работают молодые люди, выбирающие профессию «по любви».
Наверное, возможны отношения с профессией по типу «стерпится — слюбится» — когда с годами начинаешь любить дело, выбранное из практических соображений. Но в моей практике психолога-профконсультанта такие не встречались — возможно, потому, что человек, преодолевший противоречие «по любви или по расчету?», в помощи психолога не нуждается.
В чистом виде мотивы встречаются редко — у каждого свои индивидуальные пропорции, которые меняются вместе с обстоятельствами и мироощущением. Осознание своих мотивов требует смелости и честности, без которых правильный выбор профессии проблематичен, так как предполагает ответ на вопрос: «Что я хочу от будущей профессии?»