Дирижабли – незаслуженно забытое старое?

При упоминании слова «дирижабль» многим наверное представляется хрупкая и ненадежная конструкция, готовая сгореть в пламени или развалиться от первого порыва ветра, на которой летали только смельчаки-воздухоплаватели? Так ли это? Попробуем разобраться. Появление

Воздухоплавание зародилось еще несколько столетий назад, когда в 1783 году братья Монгольфье испытали аэростат с оболочкой, наполненной горячим воздухом. Примерно в то же время были испытаны и шары, заполняемые водородом, в отличие от первых, они имели большую подъемную силу. Но очевидно, что этим аппаратам не хватало двигателей, и только через 70 лет, в 1852 году, француз Анри Жиффар совершил первый полет на дирижабле с паровой машиной.

Этот аппарат развивал скорость 10 км/час и не мог лететь даже против ветра. Тем не менее начало было положено. Уже в 1901 году другой француз Сантос-Дюмон выиграл обещанный приз в 100000 франков, облетев вокруг Эйфелевой башни, по сути, это уже был полноценный управляемый полет. Самолетов тогда еще не существовало, аппарат братьев Райт взлетел лишь 2 года спустя, в 1903 году. Использование

После того как принцип полета и управления стал более-менее ясен, развитие дирижаблей стало лишь делом техники. Уже в 1911 году немецкой компанией Luftschiffbau Schütte-Lanz был создан дирижабль SL-1, имеющий на борту двигатели «Даймлер-Бенц» суммарной мощностью 500 л. с., несущий полезную нагрузку в 4. 5 тонны со скоростью 40 км/час. Дирижабли этой же компании, SL-2, SL-3 и SL-4, несли полезную нагрузку в 8 и 13 тонн, при скорости 85 км/ч. Дальность их полета составляла более тысячи километров, что позволяло использовать воздушный корабль даже в качестве бомбардировщика (зенитной артиллерии еще не было, а самолеты только начали появляться). В 1915 году воздухоплавательный флот Германии имел более десятка дирижаблей, которыми было совершено 38 боевых и 350 разведывательных вылетов. О размерах «воздушного корабля» SL-20 можно судить по фото. Аппарат имел длину 198 метров и нес нагрузку в 35 тонн, что превышает показатели даже современного Боинга-737. «Золотой век»

Очевидно, что столь крупные машины из легкой ткани не очень подходили для военных действий, любая пуля могла причинить аппарату большой ущерб, однако в мирное время они показали себя с лучшей стороны.

В 1929 году дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ 127) совершил кругосветное путешествие, преодолев за 20 суток 34 тысячи километров со средней скоростью 115 км/час. Дирижабли совершали регулярные рейсы по достаточно продолжительным маршрутам, включая и трансатлантические перелеты. «Граф Цеппелин» за 9 лет эксплуатации провел в воздухе 17000 часов, перевез 13 тысяч пассажиров, совершив 590 полетов суммарной дальностью более миллиона миль. Отдельно стоит отметить уровень комфорта, беспрецедентный даже для современных авиакомпаний: ресторан, оборудованный электроплитой, отдельные каюты пассажиров с двухспальными диванами, смотровые окна. Перелет через Атлантику занимал 77 часов, так что это было вполне актуально. К сожалению, до наших дней LZ 127 не сохранился, он был разобран на алюминий во время Второй мировой войны.

Самым крупным в то время был дирижабль LZ 129 «Гинденбург», длиной 245 метров, имевший 4 двигателя мощностью 1200 л. с. каждый, он был способен нести до 100 тонн полезной нагрузки со скоростью до 135 км/час. В 1936 году LZ 129 совершил 17 полетов через Атлантику, 10 по Соединенным Штатам и 7 в Бразилию, всего за сезон было перевезено около 3 тысяч пассажиров и 160 тонн груза на суммарное расстояние в 308 тыс. км. Отделка кают была выполнена компанией, занимавшейся океанскими лайнерами, и комфорт был соответствующий — двухместные каюты с душем и санузлом, смотровые площадки, читальный зал, комната для курения (это на дирижабле, наполненном водородом!), и даже ресторан с роялем.

К сожалению, Германия того времени не имела возможности добычи гелия в нужных количествах, LZ 129 был наполнен водородом. Это и послужило причиной трагедии: в 1937 году, по невыясненным до сих пор причинам, аппарат загорелся при посадке, из 97 человек погибли 35. После этого полеты дирижаблей на водороде были запрещены, а последующий экономический кризис 30-х годов поставил точку в развитии этого вида транспорта.

Однако вопреки расхожему мнению, использование дирижаблей после этого не прекратилось. Так например, американские военные дирижабли, созданные компанией Goodyear Aircraft Company, использовались с 1938 до 1959 года. Они несли достаточно современное оборудование, включая радары, сонары и датчики магнитных аномалий, что позволяло обнаруживать даже подводные лодки, на борту дирижаблей имелись глубинные бомбы. В Советском Союзе использовался дирижабль В-12, построенный еще в 32 году, он был модернизирован в 42 году и успешно летал до 1947 года. Но и он был наполнен водородом, его постигла та же участь, что и «Гинденбург», к счастью, при пожаре никто не пострадал. Заключение

Очевидно, что тысячи перевезенных пассажиров и годы использования позволяют несколько развеять миф об особо высокой опасности этого вида транспорта. Конечно, были катастрофы, но и сейчас не обходится без них… Тем более что современные технологии вполне позволили бы сделать этот вид транспорта практически полностью безопасным при использовании гелия вместо водорода. Ну и чисто субъективно, есть в этих аппаратах что-то завораживающее, не зря в английском языке они называются «airships», что переводится как «воздушный корабль». Вряд ли на современном самолете можно плавно проплывать над побережьем, любуясь пейзажами у смотрового окна в ресторане…

Хотелось бы надеяться, что эти воздушные корабли еще вернутся, хотя бы в качестве прогулочных и туристических, ведь история развивается по спирали.

Немного видеороликов той эпохи можно посмотреть в комментариях.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: