Как белорус стал президентом Гавайских островов?
Имя этого человека навсегда вписано в историю г. Могилева: здесь он родился и окончил гимназию, в стенах которой учились ещё многие легендарные земляки. Однако судьба распорядилась так, что, однажды временно уехав за границу, он больше не смог вернуться на свою Родину… Читает Юрий Берингов Скачать в mp3 (5.9 Mb / 06:25 мин.)
Имя этого легендарного могилевчанина — Николай Константинович Судзиловский. Родился он 3 (15) декабря 1850 г. в семье секретаря могилевской палаты гражданского и уголовного суда Константина Судзиловского. Будучи ещё совсем подростком, Николай стал свидетелем жестокой расправы над участниками антиправительственного восстания в 1863−64 гг. Эти события оказали большое влияние на его дальнейшую судьбу и выбор жизненного пути.
В 1868 г., окончив Могилевскую гимназию, Николай Судзиловский уезжает в Петербург, где поступает в университет на юридический факультет. Но уже через год он оставляет его и поступает на медицинский факультет в Киеве. Здесь он увлекся модным в те годы народничеством и начал постигать азы революционной науки, став одним из организаторов Киевской коммуны. Поездки в деревни с целью просвещения и агитации крестьян особого успеха не возымели. И в 1875 году, чтобы избежать ареста, Николай был вынужден выехать за границу.
Скитания по Европе подарили молодому человеку незабываемую встречу с самим Карлом Марксом, после которой его решимость борьбы с царизмом ещё больше окрепла. Русские эмигранты предложили ему участвовать в подготовке Апрельского крестьянского восстания (1876 г.), которое организовывали болгарские революционеры. Николай принял предложение, взял себе псевдоним Николас Руссель, и его дом стал центром подготовки, через который шли поставки оружия и боеприпасов из разных стран. Но восстание против турецкого ига не увенчалось успехом.
В отличие от многих революционеров, Судзиловский имел профессию, которой зарабатывал себе на жизнь — он был врачом. В 1877 г. в Бухаресте он даже защитил диссертацию «Об антисептическом методе, применяемом в хирургии», затем возглавил столичный госпиталь. Но его революционная сущность не менялась, и в 1879 г. Николай написал политический памфлет, виртуозно замаскированный под научный трактат.
В 1881 г. революционеры всей Европы готовились отметить 10-летие Парижской коммуны, полиция была начеку, и о легальной сходке не могло быть и речи. В России в результате теракта погиб император Александр II — это был повод для собрания русских эмигрантов-революционеров, якобы скорбевших по императору. Однако во время встречи кто-то из них умудрился водрузить красный флаг над придорожным трактиром, снимать который приехали жандармы. Судзиловского попросили покинуть Румынию…
И снова начались скитания по Европе, но через несколько лет Николай перебрался в США. Поселившись в 1887 г. в Сан-Франциско, он занимается любимой медициной, публицистикой, но и о революции не забывает. И когда совсем рядом — на Гавайских островах — возник серьезный политический кризис, Судзиловский переехал туда и в 1892 г. организовал из коренных жителей (канаков) партию «независимых» для борьбы с колониальным гнетом. Его богатейший опыт подпольной политической работы сделал его серьезным противником для американцев.
В 1900 г. Николай Константинович под именем Каука Лукини (по-канакски «русский доктор») был избран членом Сената, а уже через год стал президентом Гавайев. К сожалению, несмотря на проводимые радикальные демократические реформы, этому маленькому государству оказалось не по силам противостоять США …
Новая эмиграция привела Николая Судзиловского в Китай, где он, находясь рядом с границей Российской империи, начал разрабатывать дерзкий план по освобождению из акатуйской каторжной тюрьмы политзаключенных. Но осуществить его не удалось. Спустя год, во время русско-японской войны, Судзиловский всячески старался облегчить участь русских военнопленных в Японии. Он собирал для них средства, открыл три школы, издавал несколько русскоязычных газет. Во время революции 1905 года даже пытался организовать отправку 60 тысяч пленных в Россию для помощи восставшим, но это был нереальный проект, который так и не осуществился. По требованию России Судзиловский был лишен американского гражданства.
Это был очень образованный человек и талантливый ученый. Николай Константинович владел 8 европейскими, японским и китайским языками. Написал несколько ценных трактатов по медицине, открыл тельца Русселя, названные так в его честь; обнаружил несколько новых островов в центральной части Тихого океана и оставил географические описания Гавайев и Филиппин. Был принят в члены Американского общества генетиков, нескольких научных обществ Японии и Китая; занимался этнографией, энтомологией, химией, биологией, агрономией.
Последние годы своей жизни Николай Константинович Судзиловский, неугомонный революционер старой закалки, провел в Китае. И хотя советское правительство с 1921 года выплачивало ему пенсию (он был персональным пенсионером Всесоюзного общества политкаторжан), все предложения вернуться обратно, уже в СССР, он вежливо отклонял. Политика партии большевиков не во всем соответствовала понятиям старого «народника». Он так и умер на чужбине в 1930 году… ]