Математика для «нематематиков»
«До сих пор все образованные общества, до недавнего времени, были образованными гуманитарно. Ещё в истории не было общества человеческого, которое было бы массовым образом образовано в области точных наук». В. А. Рохлин
Бурное развитие количественной методологии в науках о человеке, предъявляет все большие требования к уровню соответственной информационной, математической компетентности специалистов, работающих в системе «человек-человек». Методы математического моделирования (нейронные сети, имитационное, структурное моделирование и т.д.), технические средства и обеспечение (компьютеры, программы, Интернет и т.д.) открывают новые возможности по продуктивному анализу, позволяют справляться с теми задачами, решение которых было принципиально невозможно в рамках традиционных подходов. Все это бесспорно во благо и позволяет специалистам сконцентрироваться на своей наиболее важной содержательной стороне своей деятельности. В настоящее время ведется серьезная математическая подготовка у экономистов, что, разумеется, оправдано не только значимостью таких компонентов математического образования как: математика как инструмент развития логического и пространственного мышления; математика как часть общечеловеческой культуры и т.д. и т.п., но и ее применением в профессиональной деятельности. Математическая подготовка социологов, политологов также обуславливается макро- или метахарактером изучаемых ими процессов. Хорошая математическая подготовка ведется у психологов. Так, например, в наиболее развитых частях нашей родины на психологических факультетах преподаются такие дисциплины «математическая психология», «экспериментальный дизайн психологического исследования». Да и чего тут говорить: математики, аналитики, статисты много сделали для психологии! Заведующий кафедрой общей математики и информатики Белорусского государственного университета В. А. Еровенко отмечает необходимость подготовки к хорошему математическому образованию студентов-философов: «…в соответствии со своим наименованием университет должен готовить не узких специалистов, а интеллигентов широкого профиля. Этому может способствовать тот способ мышления, который называют «математикой-философией» и который заставляет думать об окружающем мире, используя всю мощь своего математического образования». Отметим, что происходит не только проникновение математики в гуманитарные и общественные науки (педагогику, лингвистику, историю, юриспруденцию и т.д), но и наблюдается другой процесс: технологизация гуманитарного знания (Б. Г. Юдин), его ориентация на получение конкретных практических выводов. Подтверждение полученных результатов в свою очередь немыслимо без применения математических методов и методов математической статистики. При всех достоинствах математики, ее универсальности и содействия развитию цифровых технологий, информационного и социального поля в жизни людей, без сомнений ее трудно изучать, преподавать, как и трудно полюбить!Литература:1. Еровенко В.А. Максима Канта и общее математическое образование: эскиз размышления.2. Рохлин В.А. Лекция на тему: преподавание математики нематематикам /http://www.pdmi.ras.ru/~olegviro/RokhlinLect.html3. Юдин Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (начало) // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №3. – С.129-138.
Остапенко Роман Иванович. Заместитель председателя Общественного фонда содействия и развития Воронежской области. Учредитель электронного научно-практического журнала "Перспективы науки и образования". Кандидат педагогических наук. Автор популярных учебников "Математические основы психологии", "Основы структурного моделирования в психологии и педагогике" и др. Ведет преподавательскую деятельность в вузах г. Воронежа.
Бурное развитие количественной методологии в науках о человеке, предъявляет все большие требования к уровню соответственной информационной, математической компетентности специалистов, работающих в системе «человек-человек». Методы математического моделирования (нейронные сети, имитационное, структурное моделирование и т.д.), технические средства и обеспечение (компьютеры, программы, Интернет и т.д.) открывают новые возможности по продуктивному анализу, позволяют справляться с теми задачами, решение которых было принципиально невозможно в рамках традиционных подходов. Все это бесспорно во благо и позволяет специалистам сконцентрироваться на своей наиболее важной содержательной стороне своей деятельности. В настоящее время ведется серьезная математическая подготовка у экономистов, что, разумеется, оправдано не только значимостью таких компонентов математического образования как: математика как инструмент развития логического и пространственного мышления; математика как часть общечеловеческой культуры и т.д. и т.п., но и ее применением в профессиональной деятельности. Математическая подготовка социологов, политологов также обуславливается макро- или метахарактером изучаемых ими процессов. Хорошая математическая подготовка ведется у психологов. Так, например, в наиболее развитых частях нашей родины на психологических факультетах преподаются такие дисциплины «математическая психология», «экспериментальный дизайн психологического исследования». Да и чего тут говорить: математики, аналитики, статисты много сделали для психологии! Заведующий кафедрой общей математики и информатики Белорусского государственного университета В. А. Еровенко отмечает необходимость подготовки к хорошему математическому образованию студентов-философов: «…в соответствии со своим наименованием университет должен готовить не узких специалистов, а интеллигентов широкого профиля. Этому может способствовать тот способ мышления, который называют «математикой-философией» и который заставляет думать об окружающем мире, используя всю мощь своего математического образования». Отметим, что происходит не только проникновение математики в гуманитарные и общественные науки (педагогику, лингвистику, историю, юриспруденцию и т.д), но и наблюдается другой процесс: технологизация гуманитарного знания (Б. Г. Юдин), его ориентация на получение конкретных практических выводов. Подтверждение полученных результатов в свою очередь немыслимо без применения математических методов и методов математической статистики. При всех достоинствах математики, ее универсальности и содействия развитию цифровых технологий, информационного и социального поля в жизни людей, без сомнений ее трудно изучать, преподавать, как и трудно полюбить!Литература:1. Еровенко В.А. Максима Канта и общее математическое образование: эскиз размышления.2. Рохлин В.А. Лекция на тему: преподавание математики нематематикам /http://www.pdmi.ras.ru/~olegviro/RokhlinLect.html3. Юдин Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (начало) // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №3. – С.129-138.
Остапенко Роман Иванович. Заместитель председателя Общественного фонда содействия и развития Воронежской области. Учредитель электронного научно-практического журнала "Перспективы науки и образования". Кандидат педагогических наук. Автор популярных учебников "Математические основы психологии", "Основы структурного моделирования в психологии и педагогике" и др. Ведет преподавательскую деятельность в вузах г. Воронежа.
Отзывы и комментарии