Подготовка дизайнеров
Деятельность дизайнера — многоаспектный творческий процесс создания объектов дизайна — раскрывается в нескольких типах профессий, проявляющихся в системах взаимодействия «человек — художественный образ», «человек — знаковая система», «человек — человек» и «человек — техника». Здесь переплетаются все основные виды деятельности: познавательная, преобразующая, ценностно-ориентационная, эстетическая и коммуникативная. Поиск личностных смыслов, целевых установок, осознание профессии и своего места в ней зарождается в процессе обучения проектному творчеству.
Процесс подготовки дизайнеров, как и любой социокультурный процесс, должен включать в себя то, что изменяется (в нашем случае — подготовка), временные и пространственные отношения и направление «движения» («восхождение», переход из одного качественного состояния в другое).
Пространству и пространственным отношениям отводится особая роль. Осознание пространства вовлекает в мир. Пространственное мышление — особый вид мышления. Современное представление о пространстве в трактовке И.Араухо гласит: «Пространство представляет собой силовое поле, в котором существуют тела, в котором проявляются различные взаимодействия, обусловленные его энергией».
Для художника и фотографа — «...время и пространство суть не априорные формы созерцания, не психологические врожденные или благоприобретенные способности, не взаимоотношения метафизических существ вроде скоростей, движений, масс и т.п., а некие непосредственно данные бытийные реальности, столь же объективные, как и жизнь, и мир» (А.Г. Габричевский). Пространство и время — бытийно-сущностные принципы, определяющие структуру художественного объекта.
Образовательное пространство подготовки дизайнеров — источник формирования профессиональной культуры. Характер пространства здесь определен самой сутью дизайнерской деятельности, направленной на творческое эстетически осмысленное преобразование мира. Пространство наполнено творчеством. Современный человек существует одновременно в различных, взаимосвязанных или автономных, образовательных пространствах. В плоскости пересечения локальных образовательных пространств формируется индивидуальное образовательное пространство. Наполненное, востребованное пространство приобретает особый личностный смысл в контексте взаимодействия.
Цель организации творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров заключена в обеспечении самостоятельного индивидуального действия. В обучении — посредством учения и самообразования. В становлении — посредством профессионального самоопределения, самоорганизации и самореализации; в развитии посредством саморазвития творческих способностей и выработки индивидуального творческого метода. Проектное творчество индивидуально по сути, но поиск и выработка в процессе обучения стиля деятельности, адекватного индивидуальным особенностям человека — предварительное условие значимого продуктивного проектно-художественного творчества. Речь идет о проектировании индивидуальных образовательных траекторий, определяющих движение человека в пространственно-временном континууме его жизнедеятельности.
Творческое образовательное пространство здесь рассматривается во взаимосвязи всех компонентов, в последовательности и преемственности учебных задач, в единстве целей и содержания педагогической деятельности, формирующей образовательную траекторию. Организация творческого образовательного пространства создает условия для выражения индивидуальных возможностей, накопления личного познавательного, проектного и коммуникативного опыта.
Мой личный блог