Папа-лучший друг ребёнка
Сегодня тема раннего развития детей становится все более популярной. Выходят книги по данной тематике, статьи, теле- и радиопередачи, масса публикаций в Интернет. Пишут и выступают на эту тему специалисты - педагоги и детские психологи (по большей части это женщины) и матери – энтузиастки – понятно, тоже женщины, что способствует созданию устойчивого общественного мнения о роли женщины как лидирующей в развитии и воспитании ребенка. Роль мужчины, в этом случае, отходит на второй план. Происходит это сначала в массовом сознании. Потом мужчины начинают верить этому социальному заблуждению и продолжают абстрагироваться от процесса воспитания детей. Оправдать бездеятельность (а иногда и поощрять ее) помогает другая мощная социальная установка о роли мужчины как добытчика и кормильца семьи.
Данные стереотипы быстро развиваются в обществе в последнее время. Заглянув в историю, мы видим приоритетную роль отца в воспитании детей. Да и среди великих педагогов женщин почти не было. Сегодня же много отцов трудятся на ниве воспитания… Жаль, мало кто из них делится своим опытом даже со знакомыми (не престижно как-то об этом рассказывать). И, тем более, недостаточно используют возможностей средств массовой информации для обмена творческими находками с другими родителями. А ведь этот опыт зачастую бывает очень интересен и полезен не только другим отцам, но и женщинам, воспитывающих детей.
Мужчинам в вопросах воспитания детей свойственен принципиально отличный от женского подход. Женщины проводят с ребенком большую часть времени. Это время четко структурировано, подчинено режиму. Мужчина же не имеет возможности много времени проводить с ребенком, и потому вынужден компенсировать этот недостаток динамичностью, креативом и эмоциональностью в игре с ребенком. Минуты, проведенные с отцом, наполненные яркими впечатлениями и эмоциональностью, способны обогатить и разнообразить часы и дни занятий с мамой. В общении с детьми мужчина сам становится ребенком, причем независимо от возраста и семейного статуса (отец, дедушка, прадедушка). Мать же всегда остается матерью - опекающей, заботящейся, воспитывающей.
Подобные рассуждения могут показаться слишком обобщающими, но они отражают типично отцовские и материнские различия в подходах к воспитанию ребенка.
Давайте рассмотрим, как проявляется типично мужская позиция в воспитании и развитии детей на конкретных примерах. Хочу обратить внимание, что в этой статье я выступаю не только в роли отца двоих детей (дочь - 16 лет, сын - 2 года), а являюсь еще и практикующим психологом, и поэтому игры и сюжеты будут сопровождаться психологическими комментариями. Условно разделим эти сюжеты на 2 блока: забота о здоровье ребенка (уход за ним); развитие познавательных способностей малыша и его личности. Начнем с первого.
Многие женщин убеждены, что жизненные процессы ребенка должны подчиняться режиму. По расписанию надо спать, гулять и, конечно же, принимать пищу. Но ведь иногда есть не хочется и почему я, Вы или ребенок должен идти против своей природы. Только потому, что НАДО соблюдать режим? Порой мамы начинают буквально пичкать своих детей едой. И детям и мамам я начинаю сочувствовать, потому что знаю на собственном опыте, что это такое. И это не детские воспоминания. Стоит мне на работе увлечься делом и забыть пообедать, как меня сразу несколько сотрудниц пытаются сделать жертвой гиперопеки и материнской заботы о моем здоровье, и слышу: «Игорь Николаевич, Вы не заботитесь о своем здоровье. Вам надо беречь себя и т.д.», а порой и откровенные негативные внушения: «Вы же так заболеете…». Так вот, со своими детьми эти женщины в вопросе регулярного и планомерного питания еще более напористы. Ну а что делать, если потребности ребенка регулирует природная мудрость его организма? Да и что случится, если пропустить 1 или 2 приема пищи? Истощится? Нет, нагуляет аппетит и поест не только с удовольствием, но и с пользой.
Еще одно интересное наблюдение: все женщины, которых я знаю, искренне считают - чтобы уложить ребенка спать, его необходимо лишить всяческих раздражителей. Они называют это «успокоить». Может быть, это стереотип, вообще свойственный большинству женщин? Интересно, но мой подход к укачиванию ребенка кардинально отличается. С самого раннего возраста (от 1 мес.) я брал ребенка на руки, и мы ходили смотреть на птичек, собачек, цветочки и машины, трогали кору деревьев, камушки и траву, слушали жужжание пчел и пение птиц. Ребенок получал информацию по всем каналам восприятия («смотрели», «трогали», «слушали») и, конечно, скоро перегружался этой информацией, клевал носом, засыпал, а уж только потом можно было положить его в коляску или в кроватку. Итак, как специалист по укачиванию ребенка, поделюсь своим главным секретом: если ребенок засыпает в вертикальном положении – это знак того, что он получил достаточное количество информации, и ему есть что перерабатывать во время сна.
А как легкомысленно, на взгляд женщин, мужчины относятся к заботе о здоровье ребенка. Ребенок часами может сидеть в холодном пруду, а папа доволен, потому как самому неохота выходить из воды. Мамы же кричат: «Выходите! Простудитесь!» Это же просто какая-то вредительская установка – ВЫЙДЕМ, точно ПРОСТУДИМСЯ. Нет уж, мы будем наслаждаться процессом по полной программе. А наш организм, получая удовольствие, прекрасно понимает, что заболей мы завтра, ВСЁ! Раздача удовольствия прекратится. И начинают работать естественные защитные механизмы, развивается иммунитет, тело закаляется. И все потому, что завтра и всегда хочется плескаться до посинения в воде, наблюдать за мальками на мелководье, бросать камушки, которые превращаются в «лягушек» и прыгают по воде.
Мужской подход к развитию ребенка.
Очень часто женщина стремится прислушаться к советам и рекомендациям, и потому для развития ребенка использует готовые игрушки и различные дидактические пособия. Мужчина же, напротив, развивает малыша при помощи реальных объектов и сюжетов, превращая окружающую действительность в развивающую среду. Мужчина дает в руки ребенка различные инструменты, ловит для него животных и насекомых, знакомит с техникой.
Даже обыденный прием пищи можно наполнить развивающим эффектом. Для развития мелкой моторики необходимо задействовать пальцы в процесс манипулирования мелкими предметами. Маленький ребенок будет делать это с удовольствием и достаточно долго, если ему это интересно или вкусно. Да, это не описка, именно ВКУСНО. Я использовал простое упражнение в игре с ребенком с 5-6-месячного возраста. Резал мелкими кусочками фрукты: сначала это были кубики со сторонами 1 см, потом уменьшал их размер. Эти вкусные кубики рассыпал по столу. Ребенку ничего не оставалось, как брать их пальчиками. Важно, что сам того не осознавая, малыш использовал правильный захват (щипковый и пинцетный). Если у кого-то возникает вопрос, зачем это надо делать в столь нежном возрасте, ведь в школу еще идти не скоро, то еще
В.А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня нейропсихологами уже доказан тот факт, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев рук (говорить начинают дети в тот момент, когда им удается совершать изолированные движения пальцев).
По мере взросления ребенка я стал учить его застегивать пуговицы (кстати, важный навык самообслуживания). Занятие не из приятных, особенно когда не получается, а не получается поначалу всегда. В борьбе со скукой превращаем обучение в игру. Осваиваем крупные пуговицы. Для этого может пригодиться старое пальто. Для потехи наклеиваем на пуговицы кружочки из картона и, нарисовав на них глазки, ротик, превращаем в веселые личики. И вот уже веселые человечки могут спрятаться, выглянуть на улицу одним глазом и, наконец, высунуть голову в окошко, подставить улыбающееся личико ласковым лучам весеннего солнышка.
При осмысленном подходе мощнейшей развивающей средой становится не только любой предмет или деятельность, но и любая территория, например, обочина дороги! Хочется сказать спасибо машинам и тем, кто ими управляет за то, что они такие разные, динамичные; и что только не делают для того, чтобы помочь детям формировать массу умений в различных областях развития. Например:
различение цветов: «Смотри, вон красная машина поехала, а это – белая машина»; понятия о величине предметов: большой (грузовик), маленькая (легковая машина); ориентация ребенка в пространстве: слева, справа, догоняет, обгоняет. «Смотри, справа едет автобус, а слева пожарная машина»; счет: одна, две, много; восприятие скорости движения: быстро, медленно («Эта едет быстрее и обгоняет»); эстетическое восприятие (ведь бывают красивые машины или чисто вымытые). Список можно продолжать до бесконечности. А чего стоят наши еженедельные прогулки в лес, которые мы начали с 1,5-месячного возраста. В лесу все по-настоящему. Ребенок использует в исследовательской деятельности все каналы восприятия. Да и взрослые тоже. Ведь мы так часто проходим мимо удивительных вещей, которые кажутся нам привычными. А ребенок удивляется очень многому, так как видит что-то впервые в жизни! Обучая ребенка простейшим навыкам, мы, взрослые, сами можем поучиться сложнейшей и уникальной способности – видеть обыденные вещи и явления с непривычной точки зрения, как будто первый раз в жизни, словно глазами инопланетянина. Такое видение помогает решать не только познавательные задачи, но и психологические проблемы.
С самого раннего возраста папы вовлекают ребенка в процесс общения с электроникой. Вернее, ребенок сам тянется к телефону, пультам дистанционного управления, компьютеру, и отцы им в этом не препятствуют. К сожалению, мамы часто видят в этом потакание прихотям малыша. Ребенок, стремясь к технике, интуитивно действует верно. Психологи выявили следующую закономерность: человек осваивает технические системы тем успешнее и быстрее, чем раньше начинает это делать. Например, в семье появляется компьютер. До этого все члены семьи обладали нулевыми навыками пользователя. Загляните в эту семью через год и сравните успехи 10-летнего сына и его 35-летних родителей.
Все электронные устройства заряжены развивающим потенциалом, так как работают по принципу заложенных в них алгоритмов. Ребенок, постигая их, учится мыслить логически. Мышление - процесс нахождения связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Электронные устройства как будто созданы для того, чтобы изучать причинно-следственные связи. Это как в песне: «Нажми на кнопку, получишь результат», и наоборот – хочешь получить результат, вспомни про кнопку (а здесь нужно и память активизировать).
Прекрасным развивающим устройством является мобильный телефон. Изменяя громкость звонка, познакомьте малыша с понятиями «Громко», «Тихо». С целью развития речи можно связаться с автоответчиком сервисной службы и дать ребенку вдоволь наговориться с «электронной тетей».
Телефон хорошо, а фотоаппарат лучше. Особенно цифровой. Вот где моментально можно увидеть, как действия приводят к результату, сравнить фотоизображение с реальностью, а через некоторое время снова просмотреть и сопоставить с образом из зрительной памяти. Ну, а уж когда ребенок просматривает собственные изображения на фотографиях или видео, бурными темпами формируется его «Я – концепция» (механизмы самоидентификации, самопознания и самовыражения). Все это напрямую связано с развитием личности ребенка.
Не менее важным аспектом развития личности малыша является эмоциональное развитие в целом и эмоционального интеллекта в частности. Эти факторы способствуют успеху в школьном обучении и самореализации во взрослой жизни. Недаром диагностика школьной готовности включает в себя исследования 3 параметров – интеллектуальная, эмоциональная и личностная готовность.
Бесспорно, мамы уделяют развитию эмоциональности большое внимание. Но, в отличие от отцов, они часто недооценивают позитивное влияние стресса на развитие детской эмоциональности. Да, именно стресса, ведь способность противостоять стрессовым факторам природно-обусловлена и необходима человеку. Не менее важен в нашей жизни и страх, в разумных пределах, конечно. Умение вовремя и адекватно отреагировать на отрицательные эмоции - важный навык, который необходимо формировать для развития эмоциональной устойчивости ребенка.
В арсенале родителя обязательно должны быть игры, в которых ребенку необходимо (да и хочется) прятаться, убегать, отражать нападение. Эти игры возвращают в добрые времена мамонтов и саблезубых тигров. В те времена, когда человек умел использовать стресс по назначению. Стресс не угнетал его сознание, а помогал ему выжить и почувствовать себя победителем. Времена изменились, а физиология человека осталась прежней. Так, например, ребенку требуется переживание сильных эмоций, причем как отрицательных, так и положительных. И лучший способ создать и пережить их - это игра. Ну а кто как не мужчина может создать для ребенка игру под названием «Каменный век отдыхает».
Инстинкт собирательства, охоты глубоко заложен в бессознательном человека и очень часто его волнует. Чтобы реализовать эти желания с пользой, родители могут применять различные игры, цель которых – поиск предметов и их свойств. Одну из таких игр я веду уже около полутора лет. Игра не имеет названия, но она очень нравится моему сыну, а потому живет долго, развивается, и я думаю, продолжит трансформироваться, подстраиваясь под новые обучающие задачи.
Начиналось все, когда моему сыну еще не исполнилось семи месяцев. Мы прятали под подушку и находили любимую игрушку – Мишку. Это было знакомство с понятиями «Прятать» и «Находить», которые я громко и с интонацией проговаривал. К девяти месяцам игра модернизировалась. Мишка стал прятаться в комнате, но с обязательным условием (это важно!) – он должен был быть виден. Я сажал мишку на видное место в комнате, а потом входил туда с сыном на руках. Его задача была найти медведя глазами. Он крутил головой и очень радовался, когда находил игрушку. Мишка со временем становился хитрее, выбирая места не столь очевидные (на полу, прямо у входа в комнату, на люстре, на цветочной подставке). Задача постепенно усложнялась: мишка прятался за тюль на подоконнике (ограниченная видимость), только одна голова выглядывала из-за какого-нибудь предмета (частичная видимость). Убегал в смежную комнату и, не смотря на то, что игрушка была хорошо видна, ребенку необходимо было расширить психологические границы и направить внимание за пределы изначально заданной территории поиска, то есть, преодолеть уже сложившиеся стереотипы восприятия. При таком витке событий игра стала приобретать ценность как инструмент развития не только восприятия, внимания и произвольности, но как средство формирования психологической гибкости ребенка.
Далее эта игра развивалась по пути уменьшения размеров объектов поиска и использованию не совсем обычных мест размещения предметов в пространстве. Моя фантазия иссякала, но наступила осень, и наша игра перенеслась на просторы русских лесов. Мы с сыном и дочерью превратились в грибников. Ярославу тогда было 1,5 года. Иногда я первым замечал гриб и демонстративно пытался пройти мимо. Но не тут-то было. Сынишка останавливал меня криком: «Папа, ГИБ!». Ну а далее моя неподдельная радость и его заслуженная гордость, ведь он оказался в ситуации, в которой смог стать даже компетентнее отца. Теперь эта игра развивала не только познавательные процессы ребенка, но и его самооценку. Правда, по мнению психологов, формирование «Я - концепции», а, следовательно, и самооценки как ее составляющей начинается только к 3 годам.
Когда грибы в лесу отошли, мы стали использовать игру «Грибочки на полянке». Уникальная игрушка! Недаром она завоевала золотую медаль на конкурсе «Лучшие детские товары 2005 года». В комплект игры входят грибочки и подставка с колышками-пенечками, на которые эти грибочки и одеваются. Когда все грибочки спрятаны, подставка пустая и нам видны все «пеньки». В процессе нахождения грибов ребенок одевает их на колышки. Можно не только зрительно оценить, сколько грибов уже найдено, сколько еще осталось найти, но и посчитать это количество, соотнести с общей суммой.
Пока мы развиваем наши математические способности, не забываем про формирование представлений о величине предметов. «Покажи маленький грибочек» – показывает, проговаривает: «Маленький». «Покажи большой» – тоже успешно справляется. «А это какой?» - показываю ему средний. Это пока для ребенка научная загадка, радость от открытия которой еще впереди. Так наша игра продолжает развиваться и модернизироваться дальше. Может, научимся находить предметы с закрытыми глазами или находясь в другом городе. Шутка, конечно, но пока и мне и сыну интересно в нее играть, она будет развиваться по незапланированному нами сценарию, спонтанно.
Спонтанность - одно из важнейших отличий мужского подхода к игре с ребенком. Почему мужчины редко планируют развитие игры, а чаще следуют ходу развития событий и желаниям своим и ребенка? Да потому, что мужчина в игре становится хоть и большим, но ребенком. Кстати, чем он старше, тем лучше у него получается эта идентификация. Он проникается духом игры, увлекается, получая не только удовольствие от процесса, но и пользу. Эта спонтанность, искренняя увлеченность процессом и стремление перейти из ведущего игры в её участника, делает мужчину лучшим другом ребенка. Ну а мама тем временем всегда остаётся мамой. Любящей, опекающей, доброй, самой лучшей МАМОЙ на свете.
Губарев Игорь Николаевич
Другие статьи автора по психологии общения с ребёнком
Данные стереотипы быстро развиваются в обществе в последнее время. Заглянув в историю, мы видим приоритетную роль отца в воспитании детей. Да и среди великих педагогов женщин почти не было. Сегодня же много отцов трудятся на ниве воспитания… Жаль, мало кто из них делится своим опытом даже со знакомыми (не престижно как-то об этом рассказывать). И, тем более, недостаточно используют возможностей средств массовой информации для обмена творческими находками с другими родителями. А ведь этот опыт зачастую бывает очень интересен и полезен не только другим отцам, но и женщинам, воспитывающих детей.
Мужчинам в вопросах воспитания детей свойственен принципиально отличный от женского подход. Женщины проводят с ребенком большую часть времени. Это время четко структурировано, подчинено режиму. Мужчина же не имеет возможности много времени проводить с ребенком, и потому вынужден компенсировать этот недостаток динамичностью, креативом и эмоциональностью в игре с ребенком. Минуты, проведенные с отцом, наполненные яркими впечатлениями и эмоциональностью, способны обогатить и разнообразить часы и дни занятий с мамой. В общении с детьми мужчина сам становится ребенком, причем независимо от возраста и семейного статуса (отец, дедушка, прадедушка). Мать же всегда остается матерью - опекающей, заботящейся, воспитывающей.
Подобные рассуждения могут показаться слишком обобщающими, но они отражают типично отцовские и материнские различия в подходах к воспитанию ребенка.
Давайте рассмотрим, как проявляется типично мужская позиция в воспитании и развитии детей на конкретных примерах. Хочу обратить внимание, что в этой статье я выступаю не только в роли отца двоих детей (дочь - 16 лет, сын - 2 года), а являюсь еще и практикующим психологом, и поэтому игры и сюжеты будут сопровождаться психологическими комментариями. Условно разделим эти сюжеты на 2 блока: забота о здоровье ребенка (уход за ним); развитие познавательных способностей малыша и его личности. Начнем с первого.
Многие женщин убеждены, что жизненные процессы ребенка должны подчиняться режиму. По расписанию надо спать, гулять и, конечно же, принимать пищу. Но ведь иногда есть не хочется и почему я, Вы или ребенок должен идти против своей природы. Только потому, что НАДО соблюдать режим? Порой мамы начинают буквально пичкать своих детей едой. И детям и мамам я начинаю сочувствовать, потому что знаю на собственном опыте, что это такое. И это не детские воспоминания. Стоит мне на работе увлечься делом и забыть пообедать, как меня сразу несколько сотрудниц пытаются сделать жертвой гиперопеки и материнской заботы о моем здоровье, и слышу: «Игорь Николаевич, Вы не заботитесь о своем здоровье. Вам надо беречь себя и т.д.», а порой и откровенные негативные внушения: «Вы же так заболеете…». Так вот, со своими детьми эти женщины в вопросе регулярного и планомерного питания еще более напористы. Ну а что делать, если потребности ребенка регулирует природная мудрость его организма? Да и что случится, если пропустить 1 или 2 приема пищи? Истощится? Нет, нагуляет аппетит и поест не только с удовольствием, но и с пользой.
Еще одно интересное наблюдение: все женщины, которых я знаю, искренне считают - чтобы уложить ребенка спать, его необходимо лишить всяческих раздражителей. Они называют это «успокоить». Может быть, это стереотип, вообще свойственный большинству женщин? Интересно, но мой подход к укачиванию ребенка кардинально отличается. С самого раннего возраста (от 1 мес.) я брал ребенка на руки, и мы ходили смотреть на птичек, собачек, цветочки и машины, трогали кору деревьев, камушки и траву, слушали жужжание пчел и пение птиц. Ребенок получал информацию по всем каналам восприятия («смотрели», «трогали», «слушали») и, конечно, скоро перегружался этой информацией, клевал носом, засыпал, а уж только потом можно было положить его в коляску или в кроватку. Итак, как специалист по укачиванию ребенка, поделюсь своим главным секретом: если ребенок засыпает в вертикальном положении – это знак того, что он получил достаточное количество информации, и ему есть что перерабатывать во время сна.
А как легкомысленно, на взгляд женщин, мужчины относятся к заботе о здоровье ребенка. Ребенок часами может сидеть в холодном пруду, а папа доволен, потому как самому неохота выходить из воды. Мамы же кричат: «Выходите! Простудитесь!» Это же просто какая-то вредительская установка – ВЫЙДЕМ, точно ПРОСТУДИМСЯ. Нет уж, мы будем наслаждаться процессом по полной программе. А наш организм, получая удовольствие, прекрасно понимает, что заболей мы завтра, ВСЁ! Раздача удовольствия прекратится. И начинают работать естественные защитные механизмы, развивается иммунитет, тело закаляется. И все потому, что завтра и всегда хочется плескаться до посинения в воде, наблюдать за мальками на мелководье, бросать камушки, которые превращаются в «лягушек» и прыгают по воде.
Мужской подход к развитию ребенка.
Очень часто женщина стремится прислушаться к советам и рекомендациям, и потому для развития ребенка использует готовые игрушки и различные дидактические пособия. Мужчина же, напротив, развивает малыша при помощи реальных объектов и сюжетов, превращая окружающую действительность в развивающую среду. Мужчина дает в руки ребенка различные инструменты, ловит для него животных и насекомых, знакомит с техникой.
Даже обыденный прием пищи можно наполнить развивающим эффектом. Для развития мелкой моторики необходимо задействовать пальцы в процесс манипулирования мелкими предметами. Маленький ребенок будет делать это с удовольствием и достаточно долго, если ему это интересно или вкусно. Да, это не описка, именно ВКУСНО. Я использовал простое упражнение в игре с ребенком с 5-6-месячного возраста. Резал мелкими кусочками фрукты: сначала это были кубики со сторонами 1 см, потом уменьшал их размер. Эти вкусные кубики рассыпал по столу. Ребенку ничего не оставалось, как брать их пальчиками. Важно, что сам того не осознавая, малыш использовал правильный захват (щипковый и пинцетный). Если у кого-то возникает вопрос, зачем это надо делать в столь нежном возрасте, ведь в школу еще идти не скоро, то еще
В.А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня нейропсихологами уже доказан тот факт, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев рук (говорить начинают дети в тот момент, когда им удается совершать изолированные движения пальцев).
По мере взросления ребенка я стал учить его застегивать пуговицы (кстати, важный навык самообслуживания). Занятие не из приятных, особенно когда не получается, а не получается поначалу всегда. В борьбе со скукой превращаем обучение в игру. Осваиваем крупные пуговицы. Для этого может пригодиться старое пальто. Для потехи наклеиваем на пуговицы кружочки из картона и, нарисовав на них глазки, ротик, превращаем в веселые личики. И вот уже веселые человечки могут спрятаться, выглянуть на улицу одним глазом и, наконец, высунуть голову в окошко, подставить улыбающееся личико ласковым лучам весеннего солнышка.
При осмысленном подходе мощнейшей развивающей средой становится не только любой предмет или деятельность, но и любая территория, например, обочина дороги! Хочется сказать спасибо машинам и тем, кто ими управляет за то, что они такие разные, динамичные; и что только не делают для того, чтобы помочь детям формировать массу умений в различных областях развития. Например:
различение цветов: «Смотри, вон красная машина поехала, а это – белая машина»; понятия о величине предметов: большой (грузовик), маленькая (легковая машина); ориентация ребенка в пространстве: слева, справа, догоняет, обгоняет. «Смотри, справа едет автобус, а слева пожарная машина»; счет: одна, две, много; восприятие скорости движения: быстро, медленно («Эта едет быстрее и обгоняет»); эстетическое восприятие (ведь бывают красивые машины или чисто вымытые). Список можно продолжать до бесконечности. А чего стоят наши еженедельные прогулки в лес, которые мы начали с 1,5-месячного возраста. В лесу все по-настоящему. Ребенок использует в исследовательской деятельности все каналы восприятия. Да и взрослые тоже. Ведь мы так часто проходим мимо удивительных вещей, которые кажутся нам привычными. А ребенок удивляется очень многому, так как видит что-то впервые в жизни! Обучая ребенка простейшим навыкам, мы, взрослые, сами можем поучиться сложнейшей и уникальной способности – видеть обыденные вещи и явления с непривычной точки зрения, как будто первый раз в жизни, словно глазами инопланетянина. Такое видение помогает решать не только познавательные задачи, но и психологические проблемы.
С самого раннего возраста папы вовлекают ребенка в процесс общения с электроникой. Вернее, ребенок сам тянется к телефону, пультам дистанционного управления, компьютеру, и отцы им в этом не препятствуют. К сожалению, мамы часто видят в этом потакание прихотям малыша. Ребенок, стремясь к технике, интуитивно действует верно. Психологи выявили следующую закономерность: человек осваивает технические системы тем успешнее и быстрее, чем раньше начинает это делать. Например, в семье появляется компьютер. До этого все члены семьи обладали нулевыми навыками пользователя. Загляните в эту семью через год и сравните успехи 10-летнего сына и его 35-летних родителей.
Все электронные устройства заряжены развивающим потенциалом, так как работают по принципу заложенных в них алгоритмов. Ребенок, постигая их, учится мыслить логически. Мышление - процесс нахождения связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Электронные устройства как будто созданы для того, чтобы изучать причинно-следственные связи. Это как в песне: «Нажми на кнопку, получишь результат», и наоборот – хочешь получить результат, вспомни про кнопку (а здесь нужно и память активизировать).
Прекрасным развивающим устройством является мобильный телефон. Изменяя громкость звонка, познакомьте малыша с понятиями «Громко», «Тихо». С целью развития речи можно связаться с автоответчиком сервисной службы и дать ребенку вдоволь наговориться с «электронной тетей».
Телефон хорошо, а фотоаппарат лучше. Особенно цифровой. Вот где моментально можно увидеть, как действия приводят к результату, сравнить фотоизображение с реальностью, а через некоторое время снова просмотреть и сопоставить с образом из зрительной памяти. Ну, а уж когда ребенок просматривает собственные изображения на фотографиях или видео, бурными темпами формируется его «Я – концепция» (механизмы самоидентификации, самопознания и самовыражения). Все это напрямую связано с развитием личности ребенка.
Не менее важным аспектом развития личности малыша является эмоциональное развитие в целом и эмоционального интеллекта в частности. Эти факторы способствуют успеху в школьном обучении и самореализации во взрослой жизни. Недаром диагностика школьной готовности включает в себя исследования 3 параметров – интеллектуальная, эмоциональная и личностная готовность.
Бесспорно, мамы уделяют развитию эмоциональности большое внимание. Но, в отличие от отцов, они часто недооценивают позитивное влияние стресса на развитие детской эмоциональности. Да, именно стресса, ведь способность противостоять стрессовым факторам природно-обусловлена и необходима человеку. Не менее важен в нашей жизни и страх, в разумных пределах, конечно. Умение вовремя и адекватно отреагировать на отрицательные эмоции - важный навык, который необходимо формировать для развития эмоциональной устойчивости ребенка.
В арсенале родителя обязательно должны быть игры, в которых ребенку необходимо (да и хочется) прятаться, убегать, отражать нападение. Эти игры возвращают в добрые времена мамонтов и саблезубых тигров. В те времена, когда человек умел использовать стресс по назначению. Стресс не угнетал его сознание, а помогал ему выжить и почувствовать себя победителем. Времена изменились, а физиология человека осталась прежней. Так, например, ребенку требуется переживание сильных эмоций, причем как отрицательных, так и положительных. И лучший способ создать и пережить их - это игра. Ну а кто как не мужчина может создать для ребенка игру под названием «Каменный век отдыхает».
Инстинкт собирательства, охоты глубоко заложен в бессознательном человека и очень часто его волнует. Чтобы реализовать эти желания с пользой, родители могут применять различные игры, цель которых – поиск предметов и их свойств. Одну из таких игр я веду уже около полутора лет. Игра не имеет названия, но она очень нравится моему сыну, а потому живет долго, развивается, и я думаю, продолжит трансформироваться, подстраиваясь под новые обучающие задачи.
Начиналось все, когда моему сыну еще не исполнилось семи месяцев. Мы прятали под подушку и находили любимую игрушку – Мишку. Это было знакомство с понятиями «Прятать» и «Находить», которые я громко и с интонацией проговаривал. К девяти месяцам игра модернизировалась. Мишка стал прятаться в комнате, но с обязательным условием (это важно!) – он должен был быть виден. Я сажал мишку на видное место в комнате, а потом входил туда с сыном на руках. Его задача была найти медведя глазами. Он крутил головой и очень радовался, когда находил игрушку. Мишка со временем становился хитрее, выбирая места не столь очевидные (на полу, прямо у входа в комнату, на люстре, на цветочной подставке). Задача постепенно усложнялась: мишка прятался за тюль на подоконнике (ограниченная видимость), только одна голова выглядывала из-за какого-нибудь предмета (частичная видимость). Убегал в смежную комнату и, не смотря на то, что игрушка была хорошо видна, ребенку необходимо было расширить психологические границы и направить внимание за пределы изначально заданной территории поиска, то есть, преодолеть уже сложившиеся стереотипы восприятия. При таком витке событий игра стала приобретать ценность как инструмент развития не только восприятия, внимания и произвольности, но как средство формирования психологической гибкости ребенка.
Далее эта игра развивалась по пути уменьшения размеров объектов поиска и использованию не совсем обычных мест размещения предметов в пространстве. Моя фантазия иссякала, но наступила осень, и наша игра перенеслась на просторы русских лесов. Мы с сыном и дочерью превратились в грибников. Ярославу тогда было 1,5 года. Иногда я первым замечал гриб и демонстративно пытался пройти мимо. Но не тут-то было. Сынишка останавливал меня криком: «Папа, ГИБ!». Ну а далее моя неподдельная радость и его заслуженная гордость, ведь он оказался в ситуации, в которой смог стать даже компетентнее отца. Теперь эта игра развивала не только познавательные процессы ребенка, но и его самооценку. Правда, по мнению психологов, формирование «Я - концепции», а, следовательно, и самооценки как ее составляющей начинается только к 3 годам.
Когда грибы в лесу отошли, мы стали использовать игру «Грибочки на полянке». Уникальная игрушка! Недаром она завоевала золотую медаль на конкурсе «Лучшие детские товары 2005 года». В комплект игры входят грибочки и подставка с колышками-пенечками, на которые эти грибочки и одеваются. Когда все грибочки спрятаны, подставка пустая и нам видны все «пеньки». В процессе нахождения грибов ребенок одевает их на колышки. Можно не только зрительно оценить, сколько грибов уже найдено, сколько еще осталось найти, но и посчитать это количество, соотнести с общей суммой.
Пока мы развиваем наши математические способности, не забываем про формирование представлений о величине предметов. «Покажи маленький грибочек» – показывает, проговаривает: «Маленький». «Покажи большой» – тоже успешно справляется. «А это какой?» - показываю ему средний. Это пока для ребенка научная загадка, радость от открытия которой еще впереди. Так наша игра продолжает развиваться и модернизироваться дальше. Может, научимся находить предметы с закрытыми глазами или находясь в другом городе. Шутка, конечно, но пока и мне и сыну интересно в нее играть, она будет развиваться по незапланированному нами сценарию, спонтанно.
Спонтанность - одно из важнейших отличий мужского подхода к игре с ребенком. Почему мужчины редко планируют развитие игры, а чаще следуют ходу развития событий и желаниям своим и ребенка? Да потому, что мужчина в игре становится хоть и большим, но ребенком. Кстати, чем он старше, тем лучше у него получается эта идентификация. Он проникается духом игры, увлекается, получая не только удовольствие от процесса, но и пользу. Эта спонтанность, искренняя увлеченность процессом и стремление перейти из ведущего игры в её участника, делает мужчину лучшим другом ребенка. Ну а мама тем временем всегда остаётся мамой. Любящей, опекающей, доброй, самой лучшей МАМОЙ на свете.
Губарев Игорь Николаевич
Другие статьи автора по психологии общения с ребёнком
Отзывы и комментарии