Во что поиграть с ребенком? Часть 1

Для каждого возрастного периода ведущим является определенный вид деятельности: игра, учеба или труд. Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра, а для школьников — учеба. Однако и для маленьких детей, и для детей постарше виды деятельности можно объединять в такое полезное занятие, как развивающая игра.

Вы хотите поиграть с Вашим ребенком? Вы хотите, чтобы игра развивала и обучала Ваше чадо и при этом была интересна ему? Привычные и уже изрядно поднадоевшие шашки и пазлы не приносят прежнего удовольствия Вам и Вашему ребенку? Если это так, то почему бы Вам не попробовать сделать настольные игры для Вашего ребенка самим? Игра, сделанная папой, мамой, старшим братом или сестрой, обязательно увлечет ребенка, вызовет у него интерес. Итак, настольные игры, которые Вы легко можете изготовить сами:

1. Парочки. Для детей от 3 лет. Это популярная игра, развивающая память и внимание. Из плотного белого картона вырезаем 11−23 карточек размером 3×3 см. На лицевой стороне карточек делаем рисунки (карандашом или фломастером) — одинаковые для каждой пары карточек. Например, на двух карточках одинаковые ромашки, на других двух — мячики, на третьей паре — солнышки и т. п. На одной, непарной, карточке рисуем, к примеру, Чебурашку (что угодно, лишь бы у этой карточки не было пары). Придумывать картинки и рисовать их лучше вместе с ребенком, тогда игра будет ему особенно интересна.

Условия игры: играть может от 2 до нескольких человек (чем больше игроков, тем больше должно быть карточек). Карточки (их должно быть нечетное количество, ведь одна картинка у нас непарная; эта карточка будет этаким джокером в игре) раскладываем на столе картинками вниз, предварительно перемешав их. Раскладывать можно в один ряд, в несколько рядов, в форме пирамидки либо беспорядочно. Игроки по очереди переворачивают любые две карточки, смотрят, что на них изображено и показывают остальным. Если рисунки оказались непарными, игрок кладет их на место картинкой вниз. При этом все игроки стараются запомнить изображения на карточках и их местоположение.

Цель игры: запомнить, где находятся парочки, и открыть их. Если игрок, открыв две карточки, находит пару, то он забирает ее себе. Если игрок на одной из открытых карточек обнаруживает джокера, то он кладет карточки на место и получает возможность открыть еще одну пару (т.е. сделать дополнительный ход). Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все парочки. Далее игроки подсчитывают, кто сколько парочек смог собрать. Выигрывает тот, у кого оказалось большее количество парочек.

2. Запоминалки. В эту игру можно играть детям примерно с пяти лет. Интересна и полезна эта игра как для школьников, так и для дошкольников. Играть может 2−3 человека. Для игры вдвоем нужно изготовить не менее 30 карточек. Их можно вырезать из альбомного листа. Размер карточек — 7×10 см. На каждой карточке рисуем по картинке: самолет, лейку, зажженную свечку, корову, лодку в воде, окно, обеденный стол, диван, автобус, ключ от дверного замка, дерево, кровать с постелью, настольную лампу, булку хлеба, землянику, поле, электрический столб, стакан, котенка, тетради, лопату с граблями, картину на стене, цветок, гриб, ножницы, щетку, большой дом, легковой автомобиль, трубу на крыше с выходящим из нее дымом, конфеты.

Карточки с картинками можно изготовить и другим способом: вырезать различные картинки из журналов, стараясь, чтобы их размер был приблизительно одинаковый. Изображения на карточках не обязательно должны точно соответствовать приведенным выше, однако должны быть близкими им: вместо котенка может быть взрослая кошка, щенок, собака или тигренок; вместо коровы можно взять изображение козы; вместо изображения ключа от замка подойдет изображение самой двери и т. п.

Затем изготовим карточки со словами (20 штук). Их размер примерно 2×5 см, лучше использовать картон. На этих карточках пишем слова: дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд, ум, любовь, путешествие, игра, ребенок.

Когда материал для игры будет готов, можно начинать играть. Правила игры: карточки с картинками раскладываем на столе изображениями вверх. Карточки со словами перемешиваем и кладем стопкой лицевой стороной вниз. Игроки по очереди берут из стопки верхнюю карточку со словом, переворачивают ее и прочитывают слово (если ребенок не умеет читать, слово называет взрослый). Затем из карточек с картинками игрок выбирает ту, которая, на его взгляд, поможет ему запомнить это слово (т.е. игрок должен подключить фантазию, провести ассоциацию между словом и какой-либо картинкой). После этого выбранные карточки откладываются в сторону — снизу карточка со словом, а на ней сверху — карточка с картинкой.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все карточки со словами. Затем начинается проверка результатов запоминания: первый игрок переворачивает одну из своих карточек с картинкой и, глядя на нее, пытается вспомнить слово, в связи с которым была выбрана эта картинка. Назвав слово, игрок переворачивает карточку со словом. Если слово было названо верно, игрок получает один балл. То же самое проделывает второй игрок со своими карточками. Таким образом проверяются все карточки. Затем подсчитываются набранные баллы. Выиграл тот, кто смог запомнить большее количество слов и, соответственно, набрал больше баллов.

Играть можно и втроем, но тогда карточек с картинками должно быть 45, а карточек со словами — 30. Придумывая слова для запоминания, старайтесь использовать абстрактные, отвлеченные понятия, а картинки должны изображать вещи конкретные, обыденные. Эта игра разовьет культурную (ассоциативную) память Вашего ребенка.

В статье приведено лишь незначительное количество игр, которые Вы можете изготовить сами. Играйте с Вашими детьми, фантазируйте, придумывайте новые и новые интересные игры. Игра разовьет и воспитает Вашего ребенка, она сблизит вас и доставит много радости Вам и Вашим детям. Желаем вам больше жизненных радостей!

Часть 2 Часть 3




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: