Воспитание юного артиста. Каким должен быть имидж?
Мир меняется с пугающей скоростью. Такое ощущение, что в 21 веке земля стала набирать обороты, двигаясь вокруг солнца. Шестнадцатилетняя молодёжь считает себя уже взрослой, дети с первого класса начинают рассуждать о взаимоотношении полов с такой умудрённостью, что родители хватаются за головы.
Если вчера детскими песнями считались произведения, написанные в стиле «Чунга-Чанга» и «Пропала собака по кличке Дружок», то сегодня дети на фестивалях спокойно исполняют песни в стиле «love-story», и это не вызывает у нас культурного шока. Мы смирились с этим. Что делать, если теперь юному поколению не интересно петь про оранжевых верблюдов. Ну, а раз ребёнок выбирает для своего номера песню из взрослого репертуара, то и имидж у него должен быть соответствующий — так думаем мы, начиная готовить юного исполнителя к выходу на сцену.
Точно так вместе с нами думают и педагоги по вокалу, и руководители хореографических коллективов, если их подопечным приходится выполнять роль подтанцовки у такого исполнителя. Но вот ведь в чём парадокс: умный зритель в большинстве своём воспринимает маленьких артистов в образе юных «леди» и «денди» неоднозначно, с большой долей негатива, а эти самые быстро повзрослевшие маленькие артисты ни в какую не соглашаются возвращаться к детскому репертуару прошлого века. И что же в таком случае делать родителям и педагогам юного дарования — бороться с этими желаниями исполнять «взрослые» песни и танцы, заставляя петь про каникулы и цветочки, или махнуть на эту проблему рукой, в надежде на то, что время само всё расставит по местам? Как говорится, «Имидж — это всё…»
Но, может быть, прежде чем махать руками, стоит разобраться — что такое имидж? Мы привыкли к этому термину, но не вполне понимаем, в чём заключается его сущность. Одевая юных исполнителей в неоднозначные костюмы и нанося на лицо килограммы косметики, мы на самом деле создаём нашим талантливым детям имидж или просто-напросто лепим из них глупую неестественную маску? Но ведь, как известно, маски очень быстро прирастают к лицу…
Специалисты дают такое определение: имидж — это определенный образ, при котором личность, его «Я», представляется окружающим, подчеркивая сильные стороны и скрывая недостатки. Имидж есть то, что позволяет зрителю отличить одного исполнителя от другого, являясь при этом одним из основных инструментов конкуренции.
Увы, в наше время дети с первого же выхода на большую сцену становятся активными винтиками огромной машины под названием конкуренция. И хотим мы или не хотим, но желание быть лучше остальных будет инстинктивно подстёгивать и вас, и вашего малыша к тому, чтобы создать на сцене такой образ, который станет выделять его в лучшем свете. Конечно, шить экстравагантные костюмы и рисовать ему выразительное лицо на первом этапе будете вы, а нести этот образ придётся ребёнку. Но ведь как важно в этом периоде становления ребёнка как личности донести до него понятие того, что имидж артиста — это не только лицо, пластика и костюм.
— А что ещё? — наверняка спросят многие. Давайте в этом разбираться.
В эстраде под имиджем понимается «сценический образ» солиста или эстрадного коллектива — неважно какого жанра. Имидж для любого артиста является естественным воплощением неповторимой творческой индивидуальности. Имидж создается специально с помощью одежды, грима, мимики, жестов, походки самого артиста, а также тех, кто его сопровождает.
Сейчас я вам открою тайну, о которой вы, скорее всего, и не знаете. Специалисты, которые исследовали природу имиджа, пришли к выводу, что существует четыре измерения имиджа. Первый — визуальный имидж, то, что сразу бросается в глаза, внешний образ артиста: его одежда, обувь, аксессуары, прическа, украшения, а также манера поведения, мимика, жесты. Обычно только над этим и работают наши родители с педагогами за кулисами и в репетиционных классах. Но есть ещё и второе измерение имиджа — так называемый вербальный имидж, который определяется культурой общения. Как у ребёнка построена речь, как он говорит, когда у него берут интервью?
А ещё существуют контекстный имидж — круг общения, среда, где проводит время артист, и событийный имидж — его репутация. Ведь мало быть крутым исполнителем на сцене, надо ещё, чтобы и в обычной жизни артист соответствовал своему статусу. Обратите внимание на то, как заботятся уже состоявшиеся артисты о том, что о них пишет пресса. Они всячески оберегают свой имидж, не допуская журналистов в те области своей жизни, где реальности не соответствуют сформированному образу.
Так что, прежде чем оправдывать появление юного дарования на сцене в странных одеяниях — чулочки на подтяжках, декольте и ярко напомаженные губы до ушей — емким словом «имидж», нужно задуматься: а в ту ли сторону вы двигаетесь. И, может быть, пока молодой исполнитель не сформировался как личность, стоить погодить с его имиджем, дабы не навредить, и при создании «сценического образа» отталкиваться от его уникальности. Ведь при отсутствии уникальности даже сформировавшийся имидж воспринимается как неполный, незавершенный. Это не портрет живого человека, а шаблон, заготовка, нуждающаяся в «дописывании», «прорисовывании» индивидуальных черт. В общем, получается маска, а не имидж.
Кто-то воскликнет: «Господи, как всё усложнено! Ведь у моего ребёнка это просто игра такая — в артиста! Нужно относиться к этому проще». Увы, в данном случае применима поговорка «Простота — хуже воровства». Это ведь только ребёнок считает, что он имеет полное право самостоятельно двигаться в любом направлении. И пусть он так считает, пока у него за спиной стоим мы — умудрённые жизнью взрослые родственники, которые не позволят ему наделать много глупостей. И когда он хочет двигаться в сомнительном направлении, мы должны отвести его от этого опасного пути. Мы должны помнить, что вкус наших детей формируем именно мы, а за дурновкусие расплачиваться будут они — наши прекрасные дети, которым мы желаем только счастья.
И чтобы не наделать бед, нам нужно научиться смотреть на наших детей не только глазами родных людей, но и глазами посторонних — умных критиков, вменяемых стилистов и мудрых психологов. Это, конечно, непростая задачи, но кто говорил, что воспитывать детей — это просто?