Душе не хватает мира и красоты? Берем бумагу, ножницы, и...
Очень часто мы попадаем в ситуацию, когда начинаем остро испытывать потребность внутреннего равновесия. Чтобы найти его, можно воспользоваться разными путями и способами. У каждого они свои. Можно обратиться за помощью к искусству.
Одна из техник прикладного искусства — вырезка из бумаги — обошла практически всю планету и впитала в себя богатство мировых традиций символики, орнаментики, сюжетной композиции. Почему вырезка из бумаги столь любима на протяжении веков народами Азии, Дальнего Востока, Европы и Америки? Почему этот вид прикладного искусства был интересен представителям разных культурных и социальных слоев общества? Почему он вошел как в бытовую, так и в обрядовую культуру?
Удобный материал, доступная техника, выразительность изобразительного языка, широкий выбор сфер применения (от декоративных картинок, прикрепленных на оконные стекла, до прорезных библий). А еще, несмотря на подчас очень трудоемкую работу, это приятное, увлекательное и успокаивающее занятие. Садишься вырезать, и постепенно все внешние и внутренние раздражители куда-то уходят сами собой, замолкает сбивчивый хор мыслей, твердящих наперебой о самых разных «неразрешимых» проблемах. В конце же работы мы получаем, во-первых, результат, во-вторых — ощущение того, что наш взгляд на мир немного изменился в лучшую сторону (хотя бы на время).
Почему это происходит? Вот несколько возможных вариантов ответа: чаще всего, работая с бумагой, мы создаем орнаментальные композиции (не важно, используем мы сложные по пластике элементы или ограничиваемся сочетанием полос, треугольников, ромбов), а орнамент — это ритм. Ритм уводит нас в свой мир, «настраивает». Также очень часто используются симметричные композиции, получаемые складыванием листа бумаги в несколько раз, имеющие четко выраженный орнаментарно-ритмический центр (хороший пример — мандалы, снежинки). Такая структура помогает сконцентрировать внимание, сосредоточиться, и в то же время, как это ни парадоксально звучит — расслабиться, отдохнуть. Да и сам процесс вырезания, требующий аккуратности, побуждающий полностью уйти в чувствование материала и инструмента (ведь так легко допустить ошибку или неосторожным движением порвать тонкое бумажное кружево) полностью поглощает, но не утомляет эмоционально.
Вырезание из бумаги подобно решению увлекательной головоломки как в изобразительном, так и в техническом плане. Впервые вырезание заинтересовало меня еще в детстве, когда я увидела резные шаблоны, которые создавали мастерицы народов Приамурья для традиционных вышивок и аппликаций. Они использовали и бумагу, и рыбью кожу — техника вырезания идентична.
Кстати, о детях: вырезка из бумаги очень полезна для развития подрастающего поколения. И в плане формирования эстетического вкуса, воображения, расширения кругозора, и в плане развития и совершенствования координации движений кистей рук (в процессе вырезания одновременно активно задействованы обе руки), пространственно-композиционного и конструктивного мышления, умения стилизовать и обобщать изображение. Процесс вырезания узоров заставляет деток обдумывать, анализировать, формировать в своем сознании навыки алгоритмизации и логики действий.
Это актуально и для вполне взрослых людей. Только для нас (взрослых) это еще и способ осознанно выразить свое настроение, видение мира, идею, концепцию, любовь к красивым и необычным вещам. Кто-то может сказать, что декоративно-прикладная вырезка из бумаги — не искусство вовсе, а так, хобби, развлечение для скучающих домохозяек, на основании того, что оно доступно практически каждому (я умышленно здесь не подразумеваю художественное вырезание силуэтов: портретов, сюжетных композиций, — это отдельная, специальная тема). Но ведь искусство рождается из самых простых и привычных вещей на грани между техническим умением, собственным взглядом на мир и желанием придать ему зримую форму. Это ещё один вариант расширения своих возможностей — научить глаза видеть красоту, сознание — превращать ее в образы, руки — следуя сознанию, воплощать их в материале. А владение собой — едва ли не самое важное искусство. Итак, берем в руки бумагу, ножницы, и&
Одна из техник прикладного искусства — вырезка из бумаги — обошла практически всю планету и впитала в себя богатство мировых традиций символики, орнаментики, сюжетной композиции. Почему вырезка из бумаги столь любима на протяжении веков народами Азии, Дальнего Востока, Европы и Америки? Почему этот вид прикладного искусства был интересен представителям разных культурных и социальных слоев общества? Почему он вошел как в бытовую, так и в обрядовую культуру?
Удобный материал, доступная техника, выразительность изобразительного языка, широкий выбор сфер применения (от декоративных картинок, прикрепленных на оконные стекла, до прорезных библий). А еще, несмотря на подчас очень трудоемкую работу, это приятное, увлекательное и успокаивающее занятие. Садишься вырезать, и постепенно все внешние и внутренние раздражители куда-то уходят сами собой, замолкает сбивчивый хор мыслей, твердящих наперебой о самых разных «неразрешимых» проблемах. В конце же работы мы получаем, во-первых, результат, во-вторых — ощущение того, что наш взгляд на мир немного изменился в лучшую сторону (хотя бы на время).
Почему это происходит? Вот несколько возможных вариантов ответа: чаще всего, работая с бумагой, мы создаем орнаментальные композиции (не важно, используем мы сложные по пластике элементы или ограничиваемся сочетанием полос, треугольников, ромбов), а орнамент — это ритм. Ритм уводит нас в свой мир, «настраивает». Также очень часто используются симметричные композиции, получаемые складыванием листа бумаги в несколько раз, имеющие четко выраженный орнаментарно-ритмический центр (хороший пример — мандалы, снежинки). Такая структура помогает сконцентрировать внимание, сосредоточиться, и в то же время, как это ни парадоксально звучит — расслабиться, отдохнуть. Да и сам процесс вырезания, требующий аккуратности, побуждающий полностью уйти в чувствование материала и инструмента (ведь так легко допустить ошибку или неосторожным движением порвать тонкое бумажное кружево) полностью поглощает, но не утомляет эмоционально.
Вырезание из бумаги подобно решению увлекательной головоломки как в изобразительном, так и в техническом плане. Впервые вырезание заинтересовало меня еще в детстве, когда я увидела резные шаблоны, которые создавали мастерицы народов Приамурья для традиционных вышивок и аппликаций. Они использовали и бумагу, и рыбью кожу — техника вырезания идентична.
Кстати, о детях: вырезка из бумаги очень полезна для развития подрастающего поколения. И в плане формирования эстетического вкуса, воображения, расширения кругозора, и в плане развития и совершенствования координации движений кистей рук (в процессе вырезания одновременно активно задействованы обе руки), пространственно-композиционного и конструктивного мышления, умения стилизовать и обобщать изображение. Процесс вырезания узоров заставляет деток обдумывать, анализировать, формировать в своем сознании навыки алгоритмизации и логики действий.
Это актуально и для вполне взрослых людей. Только для нас (взрослых) это еще и способ осознанно выразить свое настроение, видение мира, идею, концепцию, любовь к красивым и необычным вещам. Кто-то может сказать, что декоративно-прикладная вырезка из бумаги — не искусство вовсе, а так, хобби, развлечение для скучающих домохозяек, на основании того, что оно доступно практически каждому (я умышленно здесь не подразумеваю художественное вырезание силуэтов: портретов, сюжетных композиций, — это отдельная, специальная тема). Но ведь искусство рождается из самых простых и привычных вещей на грани между техническим умением, собственным взглядом на мир и желанием придать ему зримую форму. Это ещё один вариант расширения своих возможностей — научить глаза видеть красоту, сознание — превращать ее в образы, руки — следуя сознанию, воплощать их в материале. А владение собой — едва ли не самое важное искусство. Итак, берем в руки бумагу, ножницы, и… учимся!