Каким именем окрестили Берегиню?
Зеленоволосым русалкам достались в наследство от матушки Мокоши связи с погодой, водной стихией, растительным миром и душами мертвых. Появлялись русалки на земле только в определенный период — русальную неделю, когда они свободно бегали по лесам, кувыркались в полях, плескались в реках и озерах, раскачивались на ветвях деревьев и плели венки…
Представления об их внешнем виде очень неоднородны: то они — молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; то страшные, уродливые, косматые бабы с отвисшей грудью, которую они забрасывали за плечи; то длинные, тощие бледные женщины с волосами до пят.
Присутствие русалок в ржаных, льняных и конопляных полях воспринималось как добрый знак — считалось, что русалки защищают посевы и содействуют цветению и урожаю; они способны управлять природными стихиями и атмосферными процессами: насылать дождь или хорошую погоду. Поэтому в русальную неделю крестьяне приглашали русалок в гости: в деревню, на поля и покосы, угощали и играли с ними, дарили им подарки в виде льняных ниток, полотнищ ткани или одежды, которые оставляли на ближайших деревьях или ограде возле дома. Вместе с тем русалки могли навредить хозяевам, нарушившим запрет работать в их праздник или без разрешения пришедшим на их территорию — тогда они вытаптывали посевы, насылали град, бурю или засуху, наказывали болезнями. Поэтому на русальной неделе люди соблюдали специальные запреты: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем; не трудились в поле и огороде; не ходили в лес и на речку.
Берегини или рожаницы — самый туманный персонаж из этой женской семьи. По своим функциям они находятся между русалками и Параскевой Пятницей в ее детородно-брачной деятельности. В реальной крестьянской жизни контакт с берегинями осуществлялся, в основном, в рамках поминальных и родильных обрядов, во время которых им совершали особые жертвоприношения едой: кашами, хлебом, сырами, и питьем (медом). Они несли ответственность за продолжение рода и судьбу новорожденного, определяли ему долю.
Слово «берегиня» связывается с двумя разными понятиями: берегом водного пространства и с глаголом «оберегать». Очевидно, эта связь не случайна. Для первобытного человека было совершенно естественно соединить понятие о береге, о твердой надежной земле с понятием оберега, охраны от нежелательного. К берегиням особенно часто обращались в период созревания хлебов. Ритуалы в честь берегинь, в том числе по поводу вызывания дождя, совершались обычно на возвышенных берегах рек. Берегинь было много; они оберегали человека всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей. В какой-то связи с берегинями, вероятно, состоит и береза — священное дерево славян, обязательная принадлежность летних молений о дожде (в языческие времена — 4 июня, а в христианские — Семик и Троицын день).
Оупири и берегини — древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал-злого и доброго, враждебного человеку и оберегающего человека. Не сохранилось никаких сведений о внешнем облике дохристианских берегинь.
Позднее, уже в XVIII веке, на староверских домах берегинь изображали в виде сирен в птичьем или рыбьем обличье.
Вместе с христианизацией Руси происходило замещение прежних богов, названий добрых сил природы, то есть берегинь, христианскими именами ангелов-хранителей и святых.
Берегини никуда не делись. Они тоже вместе с Русью покрестились и стали называться другими, христианскими именами.
Например, не хотели священники, чтобы в праздник нового урожая язычники почитали Мать-сыру-землю и клали требы берегиням, поэтому ко дню осеннего равноденствия — древнему празднику урожая — приурочили Рождество Богородицы. Сейчас на Рождество Богородицы в церквях даже хлеба освящают. А праздник зимних русалок, когда солнце поворачивает на лето, когда возрождается бог-солнце, стал праздником Рождества Христова.
Два праздника — Рождества Богородицы и Рождества Христа — празднуются православным народом на Руси как торжество Богородицы, Матушки-заступницы, Пресвятой Девы Марии. Сугубое почитание Божьей Матери и её чудотворных икон имеет место только в православной Руси.
А что такое православие? Православие — это, в том числе, аграрный календарь, по которому моя бабушка вела своё летоисчисление, и в котором святые фигурируют под деревенскими именами Никола или Федул: «Когда же это было? А это было в двадцать шестом году на мученицу Параскеву, тогда ещё праздновали, как сейчас помню, именины бабушки Прасковьи Степановны и моей сестры Панечки. Значит, по нашему 10 ноября».
Петр и Павел день убавил. Илья-пророк два уволок.
Пророки и святые — они как родные или соседи, всегда помогут, подскажут, когда сеять или замуж отдавать.
А к Матушке-Заступнице никогда такого свойского или фамильярного отношения не было. Её всегда почитали. Она всех выше и мудрее. Она всегда защитит. Она многолика. Каждый её образ обережет от какой-либо напасти: и от пьянства, и от бесплодия, и от растраты, и от пожаров. «Спасительница утопающих», «Млекопитательница», «Отрада», «Утешение», «Взыскание погибших», «Державная», «Знамение», «Умиление», «Неувядаемый цвет», «Сподручница грешных», «Троеручица», «Всеблаженная», «Призри на смирение», «Целительница», «Всех скорбящих радость», «Скоропослушница», «Милостивая», «В скорбех и печалех утешение», «Трех радостей», «Милостивая», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец», «Страстная», «Избавительница»,"Нечаянная радость", «Воспитание», «Живоносный источник», «Блаженное чрево» — всё это названия икон, образов Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Аминь!
Мы за мир во всем мире! Мы за Деда Мороза и Снегурочку! Мы за Новый год с ёлочкой и за Масленицу с блинами! Мы за Пасху с куличами и яйцами! Мы за Троицу с берёзками! Мы за яблочный и медовый Спас! Мы за добрую сказку, звонкие песни и весёлые праздники!