Какие неточности встречаются в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
В. Г. Белинский совершенно справедливо назвал роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Под понятием «энциклопедия» понимается, как правило, собрание точных научных сведений, фактов и справок.
Однако в художественном произведении автор имеет право допускать не только какие-то недоговорённости и неточности, но и вымысел, если это ему необходимо для творческого процесса.
Несомненно, что современникам Александра Сергеевича было почти всё понятно в его романе. Но нынешним читателям «Евгения Онегина» некоторые реалии уже желательно пояснить.
В главе 1, строфе XXVIII мы читаем: «Бренчат кавалергарда шпоры…»
В черновом варианте к тексту у Пушкина имеется примечание: «Неточность. На балах кавалергардские офицеры являются, также как и прочие гости, в вицмундире и башмаках. Замечание основательное, но в шпорах есть нечто поэтическое. Ссылаюсь на мнение А. И. В. ».
Кого Александр Сергеевич скрывает за инициалами «А. И. В. »? Это Анна Ивановна Вульф (Netty) (1799−1835 гг. ), в замужестве — Трувеллер, которая была не только приятельницей Пушкина, но и предметом его неглубокого увлечения.
Кавалергарды — это офицеры Кавалергардского полка, привилегированного полка гвардейской тяжёлой кавалерии, который был создан при Павле I в противовес уже существовавшему Конногвардейскому полку. Кавалергарды были всегда высокого роста. Это делало их фигуры заметными в бальной толпе.
Вообще военные являлись на бал в соответствующем их полкам торжественном обмундировании. Все они, кроме уланов, которым дозволялось бывать на балу в сапогах, должны были быть обутыми в бальные башмаки. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства. Говорят, что были так называемые бальные шпоры, которые не портили дамские платья.
А теперь перейдём к главе 6, где в строфе XXIV перед нами возникают следующие строки:
«Уже редеют ночи тени И встречен Веспер петухом…»
Эти строки предшествуют описанию дуэли Онегина с Ленским. Исследователи творчества Пушкина точно определили день дуэли между бывшими друзьями. Она состоялась 14 января 1821 года по старому стилю. Противники должны были встретиться «до рассвета», где-то около 9 часов утра.
Судя по цитированным строкам, дело происходит рано утром. Это подтверждается словами Зарецкого в строфе XXIII:
«Пора вставать: седьмой уж час. Онегин, верно, ждет уж нас».
Какого же Веспера встречали петухи рано утром? И здесь мы обратимся к астрономии. В зависимости от своего положения на орбите относительно Солнца и Земли Венера бывает утренней или вечерней. Утренняя Венера ещё с античных времён получила имя Люцифер, а вечерняя — Веспер.
В то раннее утро перед дуэлью Венера была утренняя, так как она была встречена криком петуха. Поэтому она никак не могла быть Веспером, а только Люцифером. Но Пушкину почему-то имя Люцифер не понравилось.
По данным для Тартуской (Дерптской) обсерватории, что соответствует также Михайловскому и вероятному месту действия романа, восход Венеры 14 января 1821 года приходился на 6 часов 45 минут утра.
От главы 6 перейдём к главе 7, где в строфе XLIX мы читаем:
«У скучной тётки Таню встретя, К ней как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел».
Здесь даже не неточность, а шутка Пушкина, потому что сам П. А. Вяземский писал по этому поводу: «Эта шутка Пушкина очень меня порадовала. Помню, что я очень гордился этими двумя стихами» (Русский архив, 1887, № 12, с. 577).
В главе 8 для нас тоже есть кое-что интересное. В строфе VI перед нами предстают следующие строки:
«И ныне музу я впервые На светский раут привожу; На прелести ее степные С ревнивой робостью гляжу».
Обратите внимание на слово «степные», которое мы опять встречаем в строфе XVII:
«Ужели, — думает Евгений, — Ужель она? Но точно… Нет… Как! из глуши степных селений…»
Как известно из романа, Татьяна была родом из северо-западной полосы России. Почему же Пушкин пишет в восьмой главе о «степных» прелестях Татьяны и о том, что она приехала из глуши «степных» селений? Просто-напросто слово «степной» Пушкин употребляет в значениях «сельский», «простой», «негородской», «нецивилизованный».
Абсолютно нереальная обстановка последнего визита Онегина к Татьяне представлена в строфе XL:
«Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше: никого. Дверь отворил он…»
Вы можете себе представить большой петербургский княжеский особняк, в который можно войти, не встретив ни швейцара, ни привратника, ни слуг? В реальной жизни такого случиться не могло. Недаром пушкиноведы отмечали, что приход Евгения Онегина в дом Татьяны похож на вход сказочного принца в волшебный замок.
Давайте и мы с вами войдём в сказочное царство романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» и получим величайшее наслаждение от ещё одной встречи с ним!