Почему «Кабачок «13 стульев» обожали зрители и не любило руководство ЦТ?

Согласитесь, что сегодня в нашем телеэфире не так уж и много передач, которые мы ждем с нетерпением. «Кабачок «13 стульев» был именно такой программой. С годами посетители «кабачка» стали друзьями практически каждой семьи в Союзе.

Как только начинался показ очередной серии, все бросали свои дела, чтобы вновь встретиться с любимыми героями. В те годы шляпки пани Моники вызывали небывалый интерес у женщин, прически пани Зоси их удивляли, а короткие юбки пани Катарины пользовались сумасшедшим успехом. Пан Директор всех веселил, пан Профессор умилял своей интеллигентностью, пан Зюзя с милой улыбкой сыпал анекдотами.

Из развлекательных передач в 60-е годы на телевидении были известные всем «КВН» и «Голубой Огонек», викторины, всевозможные «угадайки» и конкурсы. В эпоху «хрущевской оттепели» молодые сотрудники «Отдела занимательных передач» на ЦТ, где юмор был редким гостем, придумали «Короткие истории». О сериале речи тогда не шло, передача должна быть разовой.

И вот в 1963 году все «завертелось»… Режиссер отдела Ц Т Михаил Григорьев принес юмористические рассказы, из них сотрудники с упоением «мастерили» крошечные инсценировки. Разыгрывали их актеры Театра сатиры: А. Папанов, Г. Менглет, О. Аросева, Ю. Волынцев, З. Зелинская…

Они весело переругивались в декорациях кафе, бассейна — везде, где придется, даже на кухне. Чтобы сгладить «стыковки» в сценарии, за сценой включали какой-нибудь музыкальный мотивчик.

Режиссер Театра сатиры Валентин Плучек, которому предложили взять на себя постановку передачи, категорически отказался. Другие кандидаты в режиссеры только пожимали плечами, с улыбкой вчитываясь в сценарий новой программы. Ассистент В. Плучека, Георгий Зелинский, к которому обратились работники «Отдела занимательных передач», бегло пробежал глазами по страницам текста, потом негромко ответил: «Я пока ничего не понимаю в этом, но давайте пробовать…»

Передачу по указанию руководства ЦТ перелицевали из «Коротких историй» в «Добрый вечер». Зрители стали предлагать свои названия: «Клуб чудаков», «Забегаловка», «Подвальчик», «Балаганчик» и др. От актера Александра Белявского, который вернулся из Польши, где снимался в кино, актеры узнали, что там транслируется передача «Кабаре старых панов». Теперь ни у кого не было сомнений. Это должен быть «Кабачок…» Но, какой?

И тут кто-то обратил внимание, что в студии, где яростно дискутировали актеры программы, 13 стульев. Так родилось название «Кабачок «13 стульев». Узнав о новой передаче, маститые сатирики В. Ардов, Г. Горин, Л. Ленч, Э. Успенский стали предлагать режиссеру все новые и новые интермедии для сценария. Не в стороне были и польские авторы. Их рассказы как нельзя лучше подходили для уже рождавшегося сериала.

Руководство Ц Т, ознакомившись с содержанием новых музыкально-юмористических передач, осталось недовольно. Что это? Чиновники были в крайнем недоумении. Откуда взялись паны? Что это за «кабачок»? На планерке многие сцены были «вымараны». Прозвучал угрожающий приказ: все переделать.

К тому же, то, что успели увидеть на ЦТ театральные критики, не вызвало у них одобрения. В газетах запестрели фельетоны, которые осмеивали вздорную пани Монику, скандальную пани Терезу, тупого пани Директора… «Плоские» шутки, как писали журналисты, наводят только скуку на зрителей. Руководство Ц Т уже подумывало о закрытии программы. Каждый новый выпуск актеры играли как последний. Все ждали, когда передачу «распустят».

Первый ее ведущий Александр Белявский покинул проект. И ему на смену пришел молодой, теперь известный актер, Михаил Державин. Программа выходила один раз в месяц. И, тем не менее, шли ежедневные репетиции. По четыре часа в день. Из 28-й студии на Шаболовке, где работали актеры, то и дело раздавался смех, слышался жалобный голос режиссера Г. Зелинского: «Веселее! Еще веселее!»

Часовой спектакль шел «живьем», от начала до конца. Для этого необходимо было выучивать большие тексты. Забыть ничего было нельзя, а уж тем более допустить какую-либо оплошность. Особую изобретательность актеры проявляли, чтобы попасть в фонограмму исполнения польских песен.

Актриса Наталья Селезнева рассказывала в одном из своих интервью, что она почти неделями не выходила из студии, где шли репетиции. Там же и спала на диванчике. А утром, сделав грим и переодевшись, бежала на сценическую площадку.

Для всех было неожиданностью, когда «Кабачок «13 стульев» оказался в «сетке» вещания. Очередной спектакль должен был состояться в январе 1966 года. До сих пор неизвестно, как это произошло и кто решил будущее программы. После выхода передачи актеры и режиссер ждали разгрома. Однако через 2−3 недели в ЦТ пришел мешок со зрительскими письмами. Следом — второй, потом — третий. Восторженные отклики на любимый всеми «Кабачок «13 стульев» приходили каждый месяц.

Конечно, во многом такой интерес к передаче был вызван участием в ней известных актеров. Ольге Аросевой (пани Моника), как самой обаятельной героине, слали письма личного характера, ей предлагали встретиться, приглашали в гости, просили совета. Но такая популярность сыграла с ней злую шутку. Режиссер Театра сатиры В. Плучек, где она работала, 10 лет не давал Аросевой ни одной роли.

А молодую актрису Викторию Лепко В. Плучек не взял в свой театр, потому что она играла в «Кабачке «13 стульев». И потом, когда ее пробовали на какую-нибудь роль, то спрашивали: «А, вы, случайно не из «Кабачка?» И в результате в роли ей отказывали.

Программа на телевидении по времени заканчивалась до начала спектакля в Театре сатиры, где играли актеры. Спартак Мишулин в роли пани Директора исполнил в «Кабачке» свыше тысячи миниатюр, причем так виртуозно, что зрители следили за каждым его словом. Но никому и в голову не приходило, что он и другие артисты после часа напряженной работы в телеэфире, стремглав летели в театр, чтобы не сорвать представление.

Трудно забыть актеров В. Байкова (пан Вотруба), Р. Ткачука (пан Владек), З. Зелинскую (пани Тереза), В. Шарыкину (пани Зося), Г. Вицина (пан Цыпа) и др. Вот что вспоминает актер Зиновий Высоковский (пан Зюзя): «Не пойму как мы работали? На нас давило руководство Театра сатиры. Ведь мы были популярны и, как казалось нам, независимы. Мы умело высмеивали советский строй. Жить в тисках между обожанием народа и нелюбовью чиновников ЦТ было нелегко».

За 15 лет передача «Кабачок «13 стульев» в общей сложности отработала 160 часов, было сыграно около 2-х тысяч сценок, за эти годы актеры получили от зрителей почти 4 тысячи писем. По коридорам ЦТ ходили слухи, что «Кабачок» любила смотреть семья Л. И. Брежнева. Поэтому он так долго задержался в телевизионном эфире. Но в 1980 году передачу все-таки закрыли. Никто никому ничего не объяснял, просто ее вычеркнули из сетки вещания. Все говорили тогда, что свою роль в этом сыграли народные волнения в Польше.

Через 16 лет была попытка возродить «Кабачок «13 стульев», но из этой затеи ничего не получилось. Пришло совсем другое время, появились новые герои. И сейчас еще, когда наши мамы и папы вспоминают об этом самом длительном на ЦТ сериале с восхищением, их дети удивляются. Чем же привлекала всех эта передача? Думаю, что любовью к зрителям и неистощимым юмором героев «Кабачка «13 стульев». Ведь в них люди узнавали своих родных и близких, соседей, коллег по работе, самих себя…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: