Сертификаты в деталях

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Пожалуй, это и есть наиболее лаконичное и исчерпывающее ее определение. В настоящее время существует множество различных типов сертификатов, но объединяет их одно: они являются не просто необходимым условием для реализации продукции на рынке, но и одним из главных средств эффективного продвижения товаров и услуг.

Иерархия и классификация

С юридической точки зрения, сертификация – это процедура, в ходе которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация проверяет и удостоверяет в письменной форме, что продукция или услуги соответствуют установленным требованиям. К числу таких требований относятся различные региональные, национальные и международные стандарты, нормативы других производителей, гигиенические требования, правила пожарной безопасности и т. д.

Сертификация может быть по своей форме обязательной или добровольной. Обязательной сертификации продукция должна подвергаться в том случае, если ее использование связано с вопросами безопасности жизни и здоровья людей, а также окружающей среды. Перечень такой продукции определяется законодательно. Обязательная сертификация осуществляется органами, уполномоченными государством.

Добровольная сертификация проводится по инициативе самого производителя. Она проводится для установления соответствия продукции национальным стандартам или стандартам организаций, подтверждает ее высокое качество, содействует потребителю в выборе товара, косвенно подтверждает конкурентоспособность продукции. В зависимости от преследуемых целей, добровольная сертификация может осуществляться как государственными органами, так и партнерами производителя, например, выпускающими сырье, материалы или оборудование, применяемые последним в своей работе.

Как обязательная, так и добровольная сертификация различается по сфере своего действия. Бывают сертификаты международного образца (например, выданные на основании требований ISO, международной организации по стандартизации), национальные (на соответствие стандартам государства, например, ГОСТ в России, NIST в США (ранее ASA), DIN в Германии или BSI во Франции), а также сертификаты на соответствие стандартам отдельных предприятий. В зависимости от того, где и в каком качестве планируется применение продукции, ее производитель должен получить соответствующие сертификаты. Например, если продукция предназначена для России, то она должна получить не только сертификат страны-производителя, но и российский сертификат. Если же продукция используется в производственном процессе какого-либо предприятия, то она проходит проверку на соответствие внутренним стандартам этого предприятия.

Кроме того, каждый из перечисленных типов сертификации имеет видовое деление, по принадлежности к определенной системе: соответствия стандартам, качества продукции, гигиенической, пожарной безопасности, строительной и т. д.

Для получения определенного сертификата производитель должен подать заявку в соответствующую структуру и приложить к ней пакет необходимых документов (свидетельств, заключений, протоколов испытаний и пр. ). Далее составляется программа сертификации и определяется методика ее проведения, после чего производятся испытания продукции или экспертиза услуги. На финальном этапе происходит оформление и выдача необходимых документов.

Орган, производящий сертификацию, также должен иметь соответствующее подтверждение качества своих услуг, называемое аккредитацией.

Для всех типов документов существует определенный срок действия. Например, для санитарно-гигиенических сертификатов он равен пяти годам.

Сегодня сертификат – это не только документ, подтверждающий качество товара или услуги, но и маркетинговый инструмент. Как отмечает Светлана Захарова, старший менеджер Гатчинского завода металлопластиковых изделий: «В результате проведения сертификации повышается статус предприятия, появляется возможность привлечь большее количество клиентов и решить иные задачи».

Бумага с гербовой печатью

В нашей стране существует номенклатура продукции, которая должна проходить обязательную сертификацию. Перечень таких товаров и услуг содержится в соответствующих нормативных документах Правительства РФ, например, в Постановлении от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации». Любой орган сертификации или испытательная лаборатория должны быть аккредитованы Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ранее Госстандарт РФ).

В некоторых случаях указание на обязательную сертификацию может содержаться и в иных источниках. Например, согласно Закону РФ «Об энергосбережении», вся энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр. ) подлежит обязательной сертификации по показателям энергоэффективности. В соответствии с этим документом и ГОСТ Р 51388-99 вводятся классы энергоэффективности продукции, зависящие от Индекса Экономичности Энергопотребления (ИЭЭ), определяющего соотношение (интервал соотношений) между действительным энергопотреблением конкретного изделия и стандартизованной нормой (N) энергопотребления для изделий данной группы. Наиболее энергоэффективная продукция относится к классу «A», далее — по нисходящей.

Самой полной отечественной системой стандартов, в соответствии с которой проводится обязательная сертификация, является ГОСТ Р. Согласно ее положениям и определениям проводятся испытания и лабораторные исследования различных видов продукции. Документом, подтверждающим положительный результат этих испытаний, является сертификат соответствия, выданный ФГУ «Ростест-Москва» или другим аккредитованным органом: так называемый «желтый сертификат» со знаком Ростеста.

Сертификаты, определяющие соответствие продукции требованиям других систем, выдаются уполномоченными органами по сертификации на основании протоколов испытаний и экспертных заключений, а также независимыми организациями, аккредитованными соответствующими министерствами и ведомствами. Под системой сертификации понимают совокупность участников сертификации, осуществляющих ее по правилам, установленным в этой системе. В России действуют несколько типов сертификатов: сертификат соответствия (в частности, выдаваемый в ходе обязательной сертификации, о которой говорилось выше), санитарно-эпидемиологическое заключение, пожарный сертификат, сертификат на систему менеджмента качества, отказное письмо и др.

Например, санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ), или гигиенический сертификат — документ, удостоверяющий соответствие продукции, работ или услуг государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Заключение выдается органами Роспотребнадзора (ранее Госсанэпиднадзор) после проведения экспертизы на основании протокола испытаний и предъявленных документов. Существует три вида СЭЗ: на продукцию (действует 5 лет), на вид деятельности (бессрочный) и на техническую документацию (также бессрочный). Номенклатура продукции и отдельных видов деятельности, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе, утверждена приказом Роспотребнадзора от 21. 11. 2005 №776.

Наряду с самим сертификатом к нему могут выпускаться приложения, уточняющие положения главного документа. Например, по просьбе потребителей оконного профиля PROPLEX в приложении к сертификату на этот товар была расширена формулировка области применения продукции. Ранее в документе указывалось, что профиль применяется в соответствии с требованиями СНиП 11-3-79. Такая формулировка вызывала вопросы у многих потребителей и требовала разъяснения. Компания пошла навстречу своим партнерам и получила заключение органа по сертификации, в котором есть четкая формулировка о возможности применения профиля PROPLEX для жилых, лечебно-профилактических и детских учреждений, школ и т. п. для всех климатических районов России (в т. ч. в условиях Крайнего Севера).

Обязательный характер сертификации со временем может изменяться. Например, с 1 января 2007 года была отменена обязательная сертификация туроператоров. Вместо нее с 1 июня того же года Правительство РФ обязало турфирмы страховать свою деятельность на сумму от 500 тыс. до 10 млн. руб., в зависимости о того, организует ли фирма внутренние или зарубежные туры.

И, напротив, для продукции или услуг, которым обязательная сертификация не требовалась, со временем она может понадобиться. Например, в настоящее время Мосгордума предлагает ввести обязательную сертификацию для так называемых «народных целителей», деятельность которых напрямую касается здоровья граждан.

Верительные грамоты

Сегодня главная общероссийская тенденция такова, что перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, сокращается. Во многие отрасли приходит сертификация добровольная. Это связано со стремлением государства снизить степень своего влияния на рынок и ликвидировать дополнительные препятствия на пути его развития.

В настоящее время Госдума рассматривает законопроект, предусматривающий почти двукратное расширение перечня продукции, по отношению к которой обязательная сертификация будет заменена более простой формой подтверждения соответствия требуемым нормам - декларированием.

По словам председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгения Федорова, эти поправки позволят российскому предпринимательству выйти на новый уровень качества и безопасности производимой продукции и услуг. «Это возможно лишь при высокой ответственности бизнеса перед обществом, а значит, потребует развития саморегулируемых организаций во всех сферах предпринимательской деятельности», - считает депутат.

Можно сказать, что добровольная сертификация является более гибкой по отношению к существующим реалиям рынка. Ее возможности не ограничены практически ничем. Если обязательная сертификация затрагивает лишь определенную группу товаров и услуг, то добровольная может применяться повсеместно. Например, недавно в России появились первые четыре сертифицированных пляжа. «Классификация и сертификация пляжей – это добровольная мера, на которую идут не все владельцы, - рассказывает руководитель департамента формирования государственной политики и организации туристкой деятельности Министерства по спорту, туризму и молодежной политике Надежда Назина. - Однако она позволяет пансионатам и санаториям привлекать дополнительных туристов, позиционируя себя в качестве пляжной территории».

Одной из первых отраслей, где будет внедрен принцип саморегулирования, является строительство. Планируется, что на смену лицензиям Росстроя придут саморегулируемые организации. Чтобы стать членом такой организации, компании необходимо будет соответствовать ряду жестких критериев.

Уже сейчас в строительной сфере отдельные компании начинают проводить сертификацию на добровольной основе. Например, с ноября 2007 года Группа компаний ПРОПЛЕКС, крупнейший российский производитель оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям, начала проводить сертификацию своих партнеров. Отделом по работе с клиентами компании была разработана специальная программа, которая включает в себя проведение полномасштабного аудита производства и офисов продаж компании-партнера на предмет соответствия требованиям ПРОПЛЕКС к технологии производства, помещениям, подготовке персонала, уровню обслуживания и отработке рекламаций. В дальнейшем компания планирует оказывать всестороннюю поддержку только сертифицированным партнерам. Последние, в свою очередь, получают дополнительное подтверждение качества своих услуг, о чем смогут заявить потребителю.

Однако все сказанное выше не означает, что нельзя проводить добровольную сертификацию на соответствие продукции государственным стандартам. Так, сегодня «Ростест» проводит сертификацию не только в системе ГОСТ Р, но и в собственной фирменной системе «Ростест-Качество», разработанной специально для производителей, желающих получить дополнительное подтверждение высоких потребительских свойств своей продукции. В этом случае заявители получают так называемые «голубые сертификаты» со знаком «Ростест-Качество».

В условиях мощного потока рекламы, обрушивающегося на современного потребителя, по-настоящему объективным критерием выбора становится именно сертификат. Этот документ – своего рода «паспорт» продукции, содержащий наиболее точную и объективную информацию о ней. И если раньше выдачей таких документов занималось только государство, то теперь и сами коммерческие организации могут побороться за «чистоту своих рядов».





Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: